Реликты недавнего прошлого

Sep 17, 2017 20:51

На двух противоположных концах Ленинградской области, там, где по прямой по Финскому заливу около ста километров, а по суше все триста, на берегах водоемов лежат два уникальных объекта. Их состояние на сегодняшний день в одном случае оставляет желать лучшего, во втором откровенно удручающее, но уникальными и единственными в своем роде они от этого быть не перестают.

Что же это за объекты?

Это железобетонные корабли.




Первый стоит аккурат напротив Выборгского замка.




Второй недалеко от города Усть-Луга, в месте впадения реки Луги в Финский залив.




Впервые судно из армоцемента было построено в 1850 году. Это был прогулочная лодка, которая до самого конца XX века катала парижан по прудам в парках. Построил ее француз Ламбо. По запатентованному Ламбо проекту было построено 3 лодки, одна из которых использовалась затем на протяжении практически 50 лет.




Но настоящую революцию в этом отношении устроил норвежский инженер Николай Фегнер, который в 1917 году создал первое самоходное морское судно из железобетона. Назвал он его «Namsenfijord». Американцы построили подобный пароход-сухогруз «Faith» годом позже.




Пик строительства железобетонных кораблей пришелся на Первую и Вторую Мировые Войны. Строились они в основном в США, и строились на небольшой срок для оказания срочной помощи в военное время. Так как в те годы сталь была на вес золота, строили, собственно, из железобетона. На постройку каждого уходило не более одного месяца.




Никто не думал, что они окажутся такими долговечными. После войны многие корабли использовались в качестве барж и сухогрузов.



(фото с сайта Регионавтика)

Преимуществами железобетонных судов являются:
1) существенная экономия металла (от 3 до 4 раз);
2) скорость и дешевизна постройки;
3) доступность материалов;
4) долговечность;
5) пожарная безопасность;
6) работа по постройке таких судов могла вестись неспециалистами, людьми крайне далекими от классического судостроения.




К основными недостатками можно отнести большую осадку за счет более тяжелого корпуса, зависимость строительства от погодных условий (в состав бетона входит вода, которая кристаллизуется при низких температурах), низкую маневренность и большой расход топлива, связанные так же с большим весом.
Текст курсивом - с сайта Геокешинг.




О всех сохранившихся на сегодняшний день железобетонных кораблях можно почитать тут: http://masterok.livejournal.com/168747.html

Что касается двух железобетонных кораблей, сохранившихся в Ленобласти, то выборгский корабль под названием "Бриз" был построен на Кубе в 1975 году. Работал в рыбколхозе под Выборгом, арендовался Российской Академией наук для проведения археологических работ.




В ночь с 13 на 14 января 1993 года корабль затонул. Когда "Бриз" был поднят,  обнаружилось, что все 4 кингстона были открыты, что свидетельствовало об умышленном затоплении корабля. В трюме отсутствовал бытовой холодильник "Стинол", что позволило сделать вывод, что редкое судно утопили ради холодильника.




Про корабль под Усть-Лугой сведений найти не удалось. Пишут, что он похож на немецкий лихтер проекта 1920-х годов.




Железобетонный корабль сейчас используют рыбаки для удобства ловли.




Он побольше выборгского "Бриза".




Внутри царит мерзость запустения - в зловонной воде плавает всякий мусор.




И всё-таки удивительно: как же это плавает и не тонет???


Previous post Next post
Up