2. История Брестской "унии" (окончание--
начало здесь...)
Во второй половине 9 века, Святые Солунские братья, Равноапостольные Кирилл и Мефодий, ученики Святителя Фотия, Патриарха Константинопольского, положили начало распространению Слова Божьего среди славян, сперва западных (в Моравском княжестве) и южных (в Болгарии и Македонии), а затем и восточных - в Киевском каганате. Проповедь эта принесла обильный плод: от руки Константинопольского Патриарха в 955 году в Царьграде приняла Святое Крещение Святая Равноапостольная Княгиня Ольга, а в 988 году, в Херсонесе Таврическом, также от руки греческого епископа, крестился и внук Святой Ольги - Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир. Хотя Киевская Держава и была независимой, вновь образованная Киевская Митрополия была поставлена в каноническую зависимость от Вселенского Патриарха. Наглядным свидетельством того, что Киевская Держава изначально приняла именно Православие с Востока (а не римский католицизм), является Святая София Киевская, построенная по образцу Храма Премудрости Божьей в Константинополе.
Вследствие монгольского нашествия и распада Киевской Державы, в середине 15 века произошло разделение Киевской Митрополии на юго-западную и северо-восточную. Северо-восточная добилась фактической автокефалии (независимости), получившей впоследствии каноническое признание Константинополя (речь идёт о нынешнем Московском Патриархате). Юго-Западная (собственно Киевская) Митрополия сохранила каноническую зависимость от Вселенского Патриарха. В те времена Украина попала под власть иноверческого Польско-Литовского княжества (впоследствии Королевства Польского). Несмотря на декларированную "свободу вероисповеданий", православный народ страдал от гнёта и произвола королевских чиновников. В этой исторической обстановке, в конце 16 века польская королевская власть соблазнила часть православного епископата перейти в подчинение Римскому папе, щедрыми обещаниями материальных благ и привилегий.
С самого начала так называемая "уния" была обманом и заговором епископов-отступников от Православной Веры против канонического Священноначалия и православного народа. "С молодости моей я воспитан моими преименитыми благочестивыми родителями в истинной вере, в которой, с Божьей помощью, и до сих пор пребываю и надеюсь непоколебимо пребывать до конца жизни…, - свидетельствует благоверный князь Константин Острожский. - Но в нынешние времена злохитрыми кознями вселукавого диавола, сами главные начальники нашей истинной Веры, прельстившись славой света сего и помрачившись тьмой сластолюбия, наши мнимые пастыри, митрополит с епископами претворились в волков. Отвергшись Единой Истинной Веры Святой Восточной Церкви, отступили от наших Вселенских Пастырей и Учителей и, приложившись к западным, прикрывая только в себе внутреннего волка кожей своего лицемерия, как овчиной, они тайно согласились между собой, окаянные, как христопродавец Иуда с жидами, отторгнуть благочестивых христиан здешней области, без их ведома, и ввергнуть вместе с собой в погибель, как и самые секретные писания их выдают… Что может быть бесстыднее и беззаконнее?! Шесть или семь злонравных человек злодейски согласились между собой и, отвергшись Пастырей своих, Святейших Патриархов, которыми они поставлены, осмеливаются властно по своей воле отторгнуть всех нас, правоверных, будто бессловесных, и низвергнуть с собой в пагубу. Какая нам может быть от них от них польза? Вместо того, чтобы быть светом миру, они сделались тьмой и соблазном для всех".
23 декабря 1595 года в Риме была подписана "уния", согласно которой шестеро бывших православных епископов самочинно перешли под власть Римского Папы. Они также приняли все заблуждения Римского католицизма: о filioque, о папском примате, о чистилище, о невозможности расторжения церковного брака, об индульгенциях (прощение грехов за деньги) и другие. В конце концов, епископы-иуды предали анафеме Православную Церковь, выпестовавшую их чадолюбивую Матерь. В результате, от Православия в "унии" остался только "греческий обряд", по причине которого униатов также называют греко-католиками. Этот пресловутый "греческий обряд" и есть та самая "овечья шкура", удобно позволяющая сим мысленным волкам обманывать православный народ, ложно выдавая своё кривоверие за веру Святого Владимира (в униатских церквах такая же служба как у нас, но только внешне)!
В октябре 1596 года оставшиеся православными епископы собрались на Брестский Собор под председательством Экзарха (заместителя) Вселенского Патриарха Никифора и с избранными полномочными депутатами православного народа. "Духовное коло под председательством экзарха Никифора открыло суд над митрополитом и епископами-отступниками за то, что: 1. Они нарушили архиерейскую клятву верности Патриарху и Православной вере; 2. Пренебрегли правами Константинопольского Патриарха в Его пределах по постановлению Древних Соборов; 3. Самовольно, без участия и Патриарха и Вселенского собора, дерзнули решить вопрос о соединении Церквей и, наконец; 4. Пренебрегли троекратным вызовом их на объяснение пред патриаршими экзархами и собором. После признания всех этих вин доказанными, экзарх Никифор встал на возвышение и, держа в руках Крест и Евангелие, торжественно произнёс от лица Собора лишенными священного сана епископов-отступников" (Деяния Брестского Собора 1596 года). В отместку за это польское правительство заключило Экзарха Никифора в тюрьму как "турецкого шпиона", где Святой Исповедник и встретил свою блаженную кончину.
Приговор Брестского Собора 1596 года имеет законную силу и по сей день, ибо вынесен правомочным и компетентным судом, в строгом соответствии с Апостольскими и Соборными Правилами: "Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит дерзнет отступити от общения с своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол; таковому Святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в своем беззаконии. Впрочем, сие определение и утверждено о тех, кто под предлогом обвинений отступают от своих Предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви…" (15 правило Двукратного Собора). Если кто из братьев проклянёт свою родную мать, захотят ли другие братья с ним общаться?! Униатские лжеепископы дважды (в Риме и Бресте) предали анафеме свою Духовную Мать - Святую Православную Церковь, сами отлучили себя от общения с Ней: "От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не суть все от нас" (I Иоан. 2, 18-19).
Мы признаем наличие двух течений Православного Богословия,одно из которых избегает открыто именовать римо-католиков "раскольниками" или "еретиками"! Однако в отношении униатов (греко-католиков) справедливо и то, и другое. Они являются раскольниками, ибо отступили от молитвенного общения со своим Первоиерархом - Святейшим Патриархом Константинопольским. Они также являются еретиками, ибо самочинно приняли мнения, не принятые Православной Церковью: "Темже убо, братие, стойте и держите Предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим" (2Сол.2, 15). "Но и аще и мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет. Якоже предрекохом, и ныне паки глаголю, аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет" (Гал.1, 8, 9). Таким образом, благодать Апостольского Преемства прекратилась на тех епископах, которые перешли в унию, ибо Православная Церковь не признаёт за ними и их преемниками никакого священнического достоинства, как справедливо лишёнными сана судом Церкви. Проще сказать они сами отлучили себя от Святой Соборной и Апостольской Церкви. Православными же являются те, которые имеют литургическое общение с Восточными Патриархами. Пусть те из униатов, которые дерзают называть себя "православными", укажут нам, кого из Предстоятелей Поместных Православных Церквей они поминают на Божественной Литургии как своего Первоиерарха или с кем из Восточных Патриархов они состоят в литургическом общении?! Если не возмогут (ибо Православная Церковь уже более 400 лет не имеет с ними общения), то пусть не дерзают именоваться "православными" и обманывать народ.
Данное пастырское увещевание не католикам или даже тем, кто крещён в униатской церкви, ибо сказано "Ты кто еси судяй чуждему рабу" (Рим.14, 4). Мы посланы "токмо ко овцам погибшым дому Израилева" ((Мф.15, 24), - православным, обманутым униатскими лжепастырями. Святая Соборная и Апостольская Церковь, именуемая также Православной, считает таинства "униатской церкви" не имеющими спасительной силы. Православная Церковь, в отличие от Римо-католической, не признаёт так называемую "украинскую греко-католическую церковь". Что касается названия "украинская церковь", которым униаты спекулируют, то оно применимо только к Украинской Православной Церкви: Православная Церковь, как и Римо-католическая, не знает понятия "национальная церковь" (это ересь "филетизма", осуждённая Константинопольским Собором в 19 веке). В Церкви Божией нет места национализму: "Во Христе несть ни эллина, ни иудея". Мы можем говорить только о Поместной Церкви (от слова "место", т.е. церковная область). Служба на старославянском языке ведётся не только на приходах Московского Патриархата, но и в Константинопольской, Иерусалимской, Болгарской и Сербской, и даже Польской Православных Церквах.
Посему, братие: "спаситеся от рода строптивого сего" (Деян.2, 40), "открывается бо гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде" ((Рим.1, 18). Милостивый и человеколюбивый Бог ожидает вашего раскаяния и возвращения в Православную Церковь, породившую вас "водою и Духом", и вскормившую вас своими Святыми Таинствами. Придите, наследуйте благословения Божии, обетованные верным чадам Святой Соборной и Апостольской Церкви, а не клятвы на отступников (да не будет сие вам!), дабы "едиными усты и единым сердцем" славити и воспевати Воскресшего Господа!
Протоиерей Димитрий Назаров, настоятель Прихода Преподобного Иова Почаевского в Реджио Эмилии, духовник Митрополии Италии и Мальты (Вселенский Патриархат), клирик Греческого Православного Иерусалимского Патриархата.
Пасха 2004 года.