После такого количества "рыцарских" и прочих романов о героическом прошлом Британских островов, которое я прочитала в этом году, я, наверное, должна уже почувствовать себя Дон Кихотом и поверить в небесполезность борьбы с ветряными мельницами.
Завершаю тему в этом году незаконченным романом нобелевского лауреата Дж. Стейнбека "Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола". Признаться, при покупке книги у меня были свои ожидания, с ней связанные. Почему-то мнилось мне, что роман станет в один ряд по прелести и величию с "Паком" Киплинга. И та и другая о героях и истории Англии, и тот и другой писатель - лауреаты Нобелевской премии)). Но вот нет. Конечно же, нет.
Книга Стейнбека показалась мне гораздо ближе как раз к Сервантесу, с его иронией по отношению к рыцарству вообще и в особенности - к странствующему рыцарству. Особенно это заметно в последних двух частях книги Стейнбека. Книги - потому что это, конечно, не роман. Поначалу Стейнбек взялася за пересказ легенд об Артуре классической книги сэра Мэлори "Смерть Артура". Произведения из 15 века, которое, естественно, хоть и было любимо всеми без исключения носителями англосаксонской культуры, но требвало уже некоторой адаптации для современного менталитета)). Позже Стейнбек отошел от простого "первода на современный английский" и стал более "авторски" пересказывать артуровский цикл.
Что было интересно лично для меня - это то, что сам Стейнбек прочитал книгу Мэлори в 9 лет и такой же возрастной аудитории адресовал и свой пересказ. В первых же строчках отец Артура "влюбляется без памяти и желает немедленно возлечь с красавицей". Я не ханжу по поводу таких моментов - жизнь есть жизнь - но тема эта довольно активно в романе присутствует постоянно. То с одной наложницей король возляжет и та "понесет", то с другой))...
Но вернecm к концепции. Так вот , книга предназначалась изначально для довольно юной аудитории, но, к сожалению, не была закончена. автор почему-то охладел к ней. И нет в "Легендах" ни поисков Священного Грааля, ни истории любви Гвеневеры и Ланселота, ни истории о смерти Артура и даже самого Артура в книге почти что нет. Лишь в первой главе Артур является главным героем. В остальных же он лишь, так сказать, движущая сила, по велению которой рыцари приобретают импульс к своим приключениям и похождениям.
Итак, почти все "Легенды" - это приключения других рыцарей. И написаны они, как я уже говорила с сервантесовской интонацией, но уже из середины 20 века. То есть легенды не овевает некий романтический и лирический ореол (на который я, признаться рассчитывала). Мерлин предстает довольно суетливым стариком, похожим на персонажа из "Шрека-2", чем на мудрого и великого Гэндальфа или хотя бы Дамблдора. То же относится и к другим персонажам. Очень уж они, на мой вкус, получились современными и приземленными.
Возможно, именно, изначальный настрой помешал мне воспринять эту книгу с удовольствием, но она оказалась не тем, на что я рассчитывала. И из всех пересказов легенд и сказаний Британии, которые я прочитала, оставила впечатление самой неудачной. К сожалению.