3 февраля 2016 года архиерейский собор Московского патриархата канонизировал затворницу Досифею (Тяпкину), скончавшуюся в 1776 году. Как ни странно, ту же самую личность 23 года назад канонизировала в Киеве церковь Московского патриархата под именем праведного старца Досифея. Кто это: мужчина или женщина? Есть аргументы "за" и "против". Обе версии имеют сторонников, в том числе среди историков.
В 1779 году некая рязанская дворянка приехала в Киево-Печерскую лавру и спросила старца Досифея, с которым уже разговаривала много лет назад через окошко кельи. Ей сообщили, что старец два года как умер и похоронен там-то. На могиле лежала плита с краткой надписью "1776 года сентября 25 умре Досифей". Но когда дворянка взглянула на кем-то ей показанный портрет преподобного, то узнала на нем собственную сестру Дарью Тяпкину, пропавшую в 15-летнем возрасте - и упала в обморок.
Дворяне Тяпкины (согласно семейному преданию, потомки одного из участников Куликовской битвы) найдены
по списку 1882 года только в одном уезде Рязанской губернии - Сапожковском. Им принадлежало существовавшее в Сараевской волости село Тяпкино.
Публикации, излагающие версии:
Прославление:
http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html Одно из изложений:
http://2010.orthodoxy.org.ua/node/57294 Другое изложение:
http://cpg-ru.in.ua/prepodobnyiy-dosifey-kievskiy-zagadka-i-slava-kitaevskoy-pustyini/ Третье изложение:
https://drevo-info.ru/articles/18540.html Статья историка:
http://www.sedmitza.ru/text/413519.html Публикация 1997 года про новых святых:
http://krotov.info/history/20/tsypin/basi1997.html Википедия:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B5%D1%8F_%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F Можно ли проверить правдивость истории по мощам? Даже мужской скелет отличается от женского. А можно было бы даже попробовать расшифровать ДНК. Но найти мощи пока не удалось: в советское время монастыркое кладбище сровняли с землей.