Пресс-релизы Рязанского отделения Русского географического общества в последний месяц содержат эту фразу - что Малахов позвонил в родной город. Знаменитый рязанский полярник пользуется спутниковым телефоном, и когда там над его северными широтами пролетает спутник связи, знает только он сам. Так что сеансы связи случаются когда угодно и где угодно. Чаще всего звонок поступает в банк. Но один раз в выходные я разговаривал из тихого дворика на улице Стройкова.
- Михаил Георгиевич, а координаты у вас какие?
- Мы примерно в километре от мыса Ошибок.
Открываю на компьютере
карту Шпицбергена на норвежском языке, нахожу среди норвежских названий то, что более-менее похоже на мыс Ошибок. Вот, Mistakodden. По-английски mistake - ошибка, а норвежский и английский из одной германской группы, значит, это тот самый мыс.
Таким образом, аудиорассказы о приключениях российской экспедиции в Арктике записываются, потом за компьютером все это переводится в текстовой формат и рассылается по средствам массовой информации.
А они
публикуют,
публикуют,
публикуют...
И ставят присылаемые фотографии, и дают ссылки на
видео, которое с оказиями прибывает с северных островов.
Экспедиция "Полярная дуга", о которой шла речь на открытии выставки в июле, к настоящему моменту успела завершить два этапа и отправилась в третий.
Так их изобразил Виктор Шляхин ("Центр "Полюс"), сам бывший на втором этапе участником экспедиции:
Фотки прибывают интересные.
Например, это Лонгйир, один из немногих постоянных поселков, "столица" Шпицбергена:
Ледник, сползающий с берега:
Обувь с шипами, в которой ходят по леднику:
Перетаскивание саней через ледяной ручей:
Полярный обед:
Вообще-то главным занятием экспедиции является розыск геодезических знаков 1898-1902 годов и изучение всего, что осталось от русских полярников начала XX века.
Вот геодезический знак (геодезисты зовут такие знаки "сигнал") на горе Чернышова, с остатками металлического российского флага, прикрученного сбоку:
Обмер знака:
Термометры, оставленные там учеными 100 лет назад и все это время измерявшие минимальную и максимальную температуру:
Вторая и третья части экспедиции проходят на яхте "Пролифик" (специальной, ледового класса):
Лодка, в которой исследователи высаживаются на берег. Малахов говорит, они называют этот процесс "В офис на работу". А обратно на яхту - "возвращение с работы домой"
Следующая гора. После восхождения:
Не везде удается подобраться к очередному знаку на очередной горе при нормальной погоде, бывает и туман.
Малахов на горе у мыса Ли:
Найденная там табличка, а рядом ее рисунок в книге, изданной 100 лет назад:
Эти артефакты вызывают у исследователей приступы патриотизма. Их можно понять: наши предки изучали Арктику, составляли карту, измеряли расстояния, определяли кривизну земного шара! Их именами называли острова и горы. С ними советовались ученые всех стран. В конце XIX и начале XX века Россия воспринималась безусловно европейской державой.
...Теперь о природе.
Встреча участника экспедиции с оленем:
Морж, всплывший посмотреть на исследователей и показать им свои клыки:
Рязанские знакомые спрашивали, насколько там холодно, - как будто я там был. Вероятнее всего, Gismeteo в каждый конкретный день
может дать ответ. На Шпицбергене сейчас лето, но это, как писал Пушкин, "карикатура южных зим".