На самом деле хотел написать о Джиакомо Пуччини, но внезапно наткнулся на великолепную, блестящую, изысканную и одновременно с этим современную (что сейчас огромная редкость!) постановку "Травиаты", посему сейчас расскажу о ней, а рассказ про одну из опер Пуччини (что-то мне подсказывает, что это, скорее всего, будет "Богема" ;))) ) будет потом.
Итак, вечер с Джузеппе Верди!
Верди - композитор особенный. Он неспроста считается одним из самых вдохновенных композиторов в мире - иногда отголоски его произведений можно услышать в музыке даже таких великих композиторов, как Петр Ильич Чайковский ;).
Практически единственное, что писал Верди, были оперы. И, пожалуй, единственный, с кем Верди мог бы соревноваться по популярности своих опер - это Джиакомо Пуччини, которого во многом можно назвать его последователем. По количеству же опер (двадцать восемь!!!) Верди нет равных до сих пор.
Также Джузеппе Верди был известен своими патриотическими взглядами - в период революционной борьбы Италии против Австро-Венгрии (60-е годы 19 века) он довольно резко высказывался против существующего режима, а его оперы хотя и имели "классические" религиозно-исторические сюжеты, но в то же время довольно точно отражали революционный настрой того времени (одна "Набукко" чего только стоит!). Более того, для представления Италии на всемирной выставке в Лондоне в 1962 году он использовал революционный гимн "Братья Италии" вместо гимна правящего на тот момент Савойского Королевского Дома, что было весьма смелым шагом.
Теперь плавно переходим к теме сегодняшнего поста - собственно, к самой "Травиате".
Опера "Травиата" (в переводе с итальянского - "падшая женщина") написана Верди в 1853 году. В основе сюжета - роман Александра Дюма (сына) "Дама с камелиями". Сюжет прост как мир - он про любовь, жизнь и смерть, и всего в трех актах.
Забавно, что хотя время действия постановки было указано в полном соответствии с романом, успех "Травиата" имела в тех постановках, где действие шло в "наше время" - настолько современным был (и, судя по всему, продолжает оставаться ;) ) сюжет.
Поразительна музыка, столь искусно перемешивающая все три темы в пределах одной лишь увертюры (!!!) и заставляющая вас попеременно то плакать, то смеяться сквозь слезы. Вот после столь сильных эмоциональных потрясений и понимаешь, что эта музыка - гениальна.
Пара слов о данной конкретной постановке.
Как вы уже догадались, постановок "Травиаты" с 1853 года и по сей день существовало великое множество. Их записей существует также огромное количество (есть даже записи с Монтсеррат Кабалье!). Но после прослушивания нескольких из них (а прослушал я их пять), я с удивлением обнаружил, что переслушивать мне хочется только одну.
Click to view
Это постановка была сделана в 2005 году в Зальцбургской опере в рамках ежегодного оперного фестиваля. Помимо прекрасного музыкального исполнения она оказалась еще и потрясающей визуально - оцените размах оперной сцены и масштабность декораций.
В главных ролях - Анна Нетребко (да, она русская, родилась в Краснодаре :) ) и Роландо Виллазон (а он из Мексики, кстати :) ).
Вот он говорит ей, что любит ее:
Click to view
А вот что она ему отвечает:
Click to view
Ну, как-то так, в общем.
А потом они помирились, жили недолго, но счастливо...
Кончилось вот только плохо... :(