С религией в Китае всё не так как на Западе, и не так как на Востоке. В Китае никогда не было единой господствующей религии и, соответственно, не было и стремления обратить в неё всех и вся. То есть практически всегда была свобода вероисповедания.
В VII веке до н.э. возникло Конфуцианство. Хотя это не религия, а скорее мировоззрение, философия и даже нормы этики, правила поведения. Женщину Конфуций ставил чуть ли не в один ряд с домашним скотом, так что ну его.
В I веке до н.э. в Китай из Индии стал просачиваться буддизм.
Во II веке уже нашей эры получил распространение даосизм. Основателем даосизма был философ Лао-Цзы. Он был современником Конфуция, и они даже встречались. Но потребовалось несколько веков чтобы народ заценил и обожествил Лао-Цзы. Даосы поклоняются сверхъестественному и верят, что человек путем самосовершенствования и культивации может достичь бессмертия.
Женщина явно в национальной одежде, но к какой национальности относится, я не нашла.
Тем не менее силы природы никто не отменял, в них свято верили представители любых конфессий. Верховной сакральной фигурой был император, только он имел «полномочия» молиться Земле, Небесам и проч., так как сам был Сыном Неба.
Каждый год в день зимнего солнцестояния император совершал поклонение Небесам.
Подготовки к церемонии начиналась задолго до неё, ею занималось Министерство церемоний, они чуть ли не поминутно расписывали предстоящую процедуру, готовили инвентарь, украшения и т.п.
В день согласно утверждённому расписанию Император покидал
Запретный город и в сопровождении охраны и пышной свиты направлялся к Храму Неба.
Прибыв к Западным воротам (но мы, как и большинство организованных экскурсантов, вошли через Южные), император сначала направлялся во Дворец Воздержания (мы там, увы, не были, ну что ж, опять возвращаться...). Там он медитировал и постился три дня.
В день солнцестояния в час тигра (с 3 до 5 утра, считалось, что тигры в это время наиболее свирепы, рыская в поисках добычи) император выходил из Дворца Воздержания и направлялся на Террасу для Переодевания, где его облачали в ритуальные одежды. Всё это происходило под звон колокола.
Дальше Император по Мосту Алых Ступеней шёл к месту молитвы.
Это не сказать чтобы настоящий мост. Это дорога, длиной около 360 метров и шириной 30 метров. Почему мост? Дорога имеет наклон и, идя по ней, Император как бы постепенно поднимается к небесам. Мост в небо.
В центре полоса - для Бога. На неё никто не имел права ступать. Император шёл по восточной полосе. А по западной - императрица и допущенные к церемонии чиновники.
Ворота Поднимающихся облаков.
И вот он подходил к круглому алтарю и восходил на него в сопровождении нескольких чиновников. Это был уже час дракона (с 7 до 9 утра, назывался так потому, что считалось, именно в это время дракон парит над землёй, призывая дождь). Восход солнца в этот день (где-то 20-22 декабря) происходит приблизительно в 7 часов 30 минут. Самое время совершить жертвоприношение и молитву.
Алтарь окружён двумя стенами: внешняя - квадратная, а внутренняя - круглая. Квадратная символизирует землю, круглая - небо. Сами стены красные, а скаты покрыты синей черепицей. Красный цвет - символ торжественности, счастья, достатка. Синий - цвет Неба.
Вот здесь обе стены видно, и круглая и квадратная.
Каменные плиты на платформе, защитные барьеры, столбики парапетов и ступени на круглом Алтаре, все кратны 9-ти, чтобы соответствовать высочайшему положению «девяти Небес», где обитали боги.
Плит парапета равно 360. Число 360 - это круг. А круг - это небесный свод. Всё символично.
Вообще в китайской культуре нечетные числа имеют благоприятное значение, а четные - не очень. Девятка - это самое большое нечетное число, состоящее из одной цифры, поэтому она считается самым счастливым числом. Кроме того, девять - это число китайского дракона, а дракон символизирует императора.
На вершине Алтаря в самом центре находится Камень Небесной Души. От него кругами «расходятся» плитки, конечно же, тоже с учётом священного числа: 9 плиток в первом круге, 18 плиток во втором, 27 в третьем... и так до 9-го круга, в котором 81 плитка.
Именно на этом камне император молился перед табличкой Бога Неба. Это вообще в китайском стиле - использовать для поклонения таблички. А поклонялись китайцы, помимо Богов, своим предкам. На деревянных табличках записывались имена предков, а зачастую и их подвиги или просто хорошие деяния. И такие таблички минимум четыре поколения хранились в специальном месте, алтаре или даже в отдельном помещении - храме поклонения предкам. Перед табличками разговаривали с предками, просили о чём-то и верили, что предки их охраняют и помогают. И вот для богов тоже таблички делали.
К Алтарю же относится Императорский Небосвод. Здесь между церемониями хранились мемориальная табличка Бога Неба.
А рядом есть вспомогательные здания, где хранились таблички богов Солнца, Луны, Дерева, Огня, Земли, Металла, Воды, Облаков, Ветра, Дождя, Грома, Молнии...
Вообще алтарей здесь было много. Хлеб насущный - основа жизни всегда. А чтобы был хлеб, нужен хороший урожай. Поэтому самый красивый здесь комплекс зданий - это Алтарь Молитвы за Хлеб, в центре которого Зал Молитв о Хорошем Урожае. Это сейчас «визитная карточка» этого места, а, может быть, и всего Пекина.
Нынешнее поветрие - возлежать и фотографироваться на той части дороги, которая предназначена Богу.
По бокам стоят павильоны, где проходили Молитвы Солнцу, Луне, Облакам, Ветру, Грому, Молнии...
Вообще строительство Храма начал император Юнлэ, который в 1402 году сверг своего племянника и стал третьим императором династии Мин. Тот самый, который перевёл столицу в Пекин и построил и
Ворота Тяньаньмэнь и
Запретный город... Так что очень логично то, что и Храм Неба тоже он.
Вернее изначально это был объединённый Храм Неба и Земли. За 100 лет сменилось 8 императоров, и уже 11-й из династии Мин, Цзяцзин, решил, что надо как-то разделить и отдельные Храмы должны быть и у Земли, и у Солнца, и у Луны... Ну и дальше императоры тоже достраивали, ремонтировали, перестраивали...
Внёс свой вклад и император
Цяньлун (тот, который Летний дворец Ихэюань отстроил). В 1749-1754 годах он тут всё перестроил. Так что то, что мы видим это сейчас - в основном его рук творение.
Как я увидела Храм Неба в 2007 году -
здесь.