В начале ХХ века в мире стран Нового времени сложилась совершенно новая социокультурная ситуация: омассовление обществ Нового времени потребовало новых средств и способов управления, которые еще не были открыты или вступали в противоречия с привычными представлениями.
Суть проблемы можно пояснить на таком примере. Из истории мореплавания известны случаи, когда судно переворачивалось, если пассажиры почему-то все переходили на один борт. Известно, что иногда, чтобы не допустить катастрофы, капитаны прибегали к крайним мерам, стреляли (в воздух или толпу). Но для нас сейчас важно, что никто из этих пассажиров не нарушал законов или правил мореплавания, поскольку каждый из пассажиров в любое время свободно может находиться на любом из бортов. Но правила описывали, что нельзя делать отдельному пассажиру. А вот, чего нельзя, если все вместе - этого правила не описывали. В этих случаях действующим субъектом выступает не индивид, а стихийно сложившаяся группа. И вот, имея дело с группой, капитан должен нарушать все принципы индивидуальной демократии.
Эта аналогия может пояснить нам особенности массовых обществ, в которых большинство граждан принимают совершенно самостоятельные решения, вполне совпадающие, однако, с массой самостоятельных решений других людей. Самые наглядные примеры таких совпадений - выборы, массовые манифестации, мода и определенный покупательский спрос, всплески массовой солидарности в соцсетях и т.п.
И не в том состоит сейчас проблема, что кто-то тебя принуждает, а в том, что, когда ты в толпе, ты не можешь выбирать свой собственный путь. На шоссе километрами тянется густая полоса машин. Они едут в одном направлении и с одинаковой скоростью. Что с того, что конструктивно каждый из автомобилей свободен ехать куда угодно и когда угодно? Да, часто бывает, что весь поток превышает разрешенную скорость. Вы найдете, кого обвинить? У них ходит притча о китайцах, которые едут с предписанной скоростью, задерживая весь поток. Догадайтесь, что о них думают люди, едущие в других автомобилях позади.
И вот эта вот штука: как судить о человеке, который сам по себе совершенно свободен и ответственен, но находится в толпе, где нет ему ни свободы, ни ответственности? Вот это - основная антропологическая проблема нашего времени. Мы по инерции продолжаем считать, что в центре культуры находится индивид, тогда как в действительности основным субъектом в массовой культуре является толпа. А как разглядеть индивида, не «вынимая» его из толпы?
Такова реальность новой цивилизации, где область свободы каждого определена самой структурой социального пространства, а массовые процессы, мотивированные рационально или иррационально, иногда достигают мощи, соразмерной мощи государства. Например, Великая депрессия 1929 года в США.
Фрагмент из книги - Марк Найдорф «Мир представлений» (в печати)