Дети «сидят в телефонах» - что же это на самом деле?

Feb 14, 2017 19:29

Дети наши (а сейчас уже и другие вполне взрослые, когда-то бывшие детьми) в большинстве своем не выпускают из рук гаджетов - телефонов, смартфонов, айфонов, планшетов и прочих достижений современной коммуникации. И тычут в них шаловливыми пальчиками и пучат на них бессмысленные глазки. В том числе - во время учебных занятий, в процессе выполнения различных заданий, да и вообще любой работы. Практика показывает, что они просто отсутствуют во всех перечисленных видах деятельности, как, впрочем, и во всех остальных. Где же они, любимые?В немногочисленных местах, где есть проблемы с интернетом, дети - в телефонном «общении». Под общением понимается переписка преимущественно на уровне: «Чо делаешь?»; «Ты чо?»; «Базарь попроще» и так далее, в зависимости от достигнутого к данному времени языкового и культурного уровня. И так - часами, оставив все другие и, в первую очередь, учебные дела.
Интернет проникает практически всюду. И «общение» происходит уже в социальных сетях. Причем уровень этого «общения» еще более убог. И в языковом, и в смысловом наполнении. Но это все мелочи. Главное - народ без устали и отдыха листает ряд ресурсов, которые представляют собой непрерывные клиповые ленты. Продолжительность клипов - секунды. Фрагмент хвоста колибри (1 секунда), фрагмент текста на японском языке (2 секунды), фрагмент полового акта (3 секунды), фотография любимых пельменей (2 секунды)… Вам это ничего не напоминает? Конечно, это же поток сознания, похожий на тот, который скользит в голове любого человека. Но есть существенная разница.Поток сознания в голове «человека разумного» - свой, неповторимый, исходящий из собственных переживаний и собственного опыта. И, вылавливая, выделяя из этого потока в соответствии со своими потребностями тот или иной фрагмент, этот самый «человек разумный» запускает процесс мышления для решения, в конечном итоге, своих задач. В голове же «человека телефонного» чужой поток сознания, точнее - поток чужого сознания. Он не связан с естественными потребностями конкретного субъекта, и потому не происходит запуска процесса выделения явления из мира (из потока сознания) и, следовательно, запуска процесса мышления. И это, казавшееся, на первый взгляд, разумным, существо уже не может формировать чисто собственного потока сознания. Может только продолжать бессмысленно пучить глазки на поток сознания, состоящий из разрозненных фрагментов потоков чужих сознаний.
Социальные последствия придумайте, пожалуйста, сами. При этом не следует забывать, что существует множество псевдопедагогов, псевдопсихологов и псевдофилософов, которые рассуждают о том, что «речь идет о новых способах обработки информации». То есть все в порядке. Не надо беспокоиться. Того и гляди, сформируют из всего этого «инженерное мышление» или, чего доброго, «одаренность». Нет там никакой обработки информации. И не может быть. Пусковая кнопка заблокирована.
Первый традиционный русский вопрос = «Кто виноват?» - здесь не имеет смысла. Так пошла эволюция. А ей не предъявишь. Она сама кого хочешь. А вот насчет «Что делать?» - надо подумать. Отбирать у людей телефоны и планшеты - бесполезный идиотизм. Сами же дали! И не научили пользоваться. Ну, теперь отвечайте за базар. Лучше всего - овладеть искусством рукопашного боя (пока дети вооружены преимущественно битами), а еще лучше - «качанием маятника»: эволюция не допустит оставления детей безоружными. Иначе как они, бедные, возьмут то, чего у них нет и не может быть в правовом порядке, а хочется того же, что есть или может быть у вас. И такого же по количеству и качеству. Наверное, в такой ситуации самое эффективное - молиться: неважно о чем - сам процесс отвлекает.
Аллаверды. Когда моя (тогда еще новоиспеченная двенадцатилетняя) дочь узнала, что интернет не только для «общения», она стала читать научно-популярные статьи, связанные с возрастными проблемами ее тела, и до сей поры часами смотрит… Да нет, не порнуху! Смотрит фильмы про животных и работающих с ними зоологов. И ищет на глобусе и в атласе штат Айдахо, где волки приглашали зоологов к себе в логово в гости. Поэтому есть надежда, что хотя бы в конкретном случае ситуацию удастся переломить в «правильную» сторону.
Резюме. (см.«Аллаверды»). Может быть, все же своевременно знакомить детей с познавательными возможностями интернета? И заодно обеспечивать им реальную занятость в несетевом пространстве, как это делают наиболее разумные родители. Пока в головах детей  еще свой поток сознания.

будущее, семья, родителям, клиповое мышление, гаджеты, понимание

Previous post Next post
Up