Так много разговоров о благородной миссии усыновителей (опекунов, попечителей, приемных родителей)! И в обществе преобладают крайние варианты представлений о возможном развитии ситуации, в которой присутствуют приемные дети. Первый вариант - приемные дети и приемные родители сразу же сливаются в экстазе взаимной благодарности за разрешение своих проблем. Это невозможно: каждая из сторон за пределами нового сообщества имеет свою биографию и, следовательно, сложившиеся особенности организма и характера. И если такое происходит в реальности, надо понимать, что происходят манипулятивные игрища, в которых стороны жестко преследуют свою выгоду того или иного вида. В таком случае жалко всех: выигрыш здесь невозможен хотя бы по причине замкнутости системы, приводящей к нарастанию беспорядка. Второй вариант - дети и родители так и остаются приемными, то есть суррогатными, все время напоминая друг другу о неполноценности и формальности создаваемой псевдосемьи. Как ни странно на первый взгляд, но именно этот вариант типичен для общественного мнения и в существенной мере этим мнением формируется. Тетки, дядьки, соседи и сотрудники все время твердят о тяжкой доле приемных родителей и горькой судьбе сиротинушек, не давая ни тем, ни другим забыть о своих бедах и трагедиях и просто жить нормальной жизнью. Мерзко это.
Какова же норма?
Инициаторами приемничества часто становятся именно дети, которым так хочется нормальной жизни, близких, самых близких людей, спокойствия и защищенности. И, приходя в новую семью, они стараются соответствовать. Чаще всего - не понимая, как и в чем, но - соответствовать. Стараются и новые родители - не травмировать натерпевшихся детей, залпом компенсировать все так долго развивавшиеся потери. И ведь и те, и другие стараются искренне - от этого зависит их жизнь! То есть стороны постоянно «гонят» друг другу «презентацию», представляя свои лучшие, по их мнению, стороны. Презентуют искренне, и потому неотразимо. Примерно (по порядку величины) через год презентовать устают: ведь это постоянное напряжение - фильтровать свое поведение. И всплывают, казалось бы, затонувшие старые коряги прошлой жизни, прошлого воспитания. Другая сторона изумляется и рвет на себе волосы. Возникают конфликты, и вступает в полную силу второй вариант. Все начинают терпеть друг друга - хорошо, если не агрессивно.
Сущность презентации - обмен информацией декларативного характера, призванный обеспечить адаптацию сторон к новой ситуации в выгодных для них формах и направлениях. А также демонстрация готовности поступаться чем-либо второстепенным во имя достижения своих реальных целей, у детей, в соответствии с психологическими особенностями возраста, далеко не всегда адекватных и четких. Да и взрослые тоже хороши в своих шаблонных представлениях. Практика человечества показывает, что процесс адаптации в межличностном общении длится, как правило, не более года. Но и не намного менее. Период адаптации заканчивается, и заканчивается презентация. Начинается просто жизнь. И несоответствия, так и не урегулировавшиеся в процессе презентации (а как их урегулировать, если идет презентация?), приводят к пробам краев, до которых можно идти в своем поведении. С демонстрациями и фокусами.
Вот здесь-то и можно отрубить хвост второму варианту. А что, кровные, генетические дети не чудят? Не фокусничают? Не пробуют вас «на слабо»? Еще как, и гораздо хлеще, чем приемные. Но люди склонны помнить о приемничестве, и потому преувеличивают. В ответ преувеличивают дети. И понеслось… А всего-то надо помнить, что, если уж протянули лапки к детям, они - ваши, вылезшие из ваших утроб и выросшие из ваших клеток. Но утробным-то все можно! Вот и терпите с пониманием, строя по кирпичику будущее. А тем, кто постоянно напоминает о приемности детей - вздернуть рыльце и дать в пестик. Так, по-ботанически, на клеточном уровне. В первую очередь - самим себе. Смотрю вот на себя в психологическое зеркало и вижу свой постоянно расквашенный психологический портрет. Нет у меня приемных детей. Есть свои, кровные. Все, какие есть. Кто бы их ни рожал на бумаге, утроба - моя. Вот и воспринимаю их выкрутасы как воспринимал выкрутасы давно выросшего в предпринимателя самого старшего. И еще какие - выросшего в забугорного научного работника еще одного. И так далее. Думаю, что воспринимаю правильно. А почему? Да потому что знал, что идет презентация и не залезал на стенку негодования, выпучив глаза удивления, когда она закончилась и начались будни. У меня (разумеется, у нас с женой) дивные дети, родные с самого начала. Очень красивые, очень умные и старающиеся быть очень хорошими (в их понимании). Уже без презентаций, вполне искренне. Адаптация и соответствующие презентации закончились, они уже своей красивой кожей чувствуют, что никуда мы друг от друга не денемся, и потому ведут себя так, как вели бы себя нормальные «родные» дети с нормальными «родными» родителями. Чудя и выкидывая коленца, порой болезненные для всех, временами «включая буку» и демонстрируя что-нибудь, но всегда добровольно и инициативно возвращаясь к нам, родным, с проявлениями любви. И мы их, родных, очень любим. Без всяких презентаций. И радуемся, когда наблюдаем их недовольные взгляды (а то и резкие ответы) в адрес доброхотов, напоминающих об их горькой сиротской судьбе и приемности.
Кстати, они в сущности своей очень похожи на нас в детстве. А зачастую и внешне.