Моя соседка по городу
katoga пишет, что искусство должно радовать. Или, как минимум, не раздражать. Цитирую:
http://katoga.livejournal.com/2087612.html «Сразу вспомнилось, как нас однажды занесло на выставку молодых „дарований“ в Питере. Так вот там центральной экспозицией был стул с развешенной на нем старой рваной половой тряпкой. Назывался этот „монумент“ - „Дырища“.
И вы не поверите - куча народа ходила вокруг и всерьез (!) обсуждала данное „произведение“. „Продвинутые критики“ находили столько всякой „подоплеки“ творения, что я реально стала сомневаться: „или лыжи не едут, или я… не такой как все“.
А сейчас я вам скажу даже более крамольную вещь - и можете кидаться в меня тапками. Для меня и „Черный квадрат“ - не искусство.
Я не хочу смотреть на черные квадраты, тряпочные дырищи и картины из фекалий. Я хочу, чтобы все мои рецепторы получали наслаждение от увиденного, услышанного, понюханного, пощупанного».
Это была, если что, реакция на вот эту статью о современном искусстве:
TRENDDRIVERS BY VW POLOПомоги себе сам Марина Леонова о том, как приходится молодому художнику в Лондоне
Добавила
trenddrivers, 1 апреля 2011 в 14:21
Теги:
Art,
London,
trenddrivers,
vw_london Процитирую оттуда два абзаца:
«Мода на современное искусство сегодня вытесняет интерес к самому искусству. Все абстрактное, смазанное, непонятное и странно названное вызывает у людей автоматический восторг, в то время как понимание смысла и значения работ отодвигается на второй план. В прошлом году мой друг нарисовал депрессивную картину в черных тонах, с кровью и языками пламени.
Когда его спросили, о чем эта картина, он ради эксперимента, сказал, что она о девочке и голубе. Смешно, но некоторые люди поверили, задумчиво стали чесать подбородок и пытаться разглядеть очертания девочки и голубя на картине, хотя кроме кроваво-черной „размазни“ там по задумке автора ничего не было, потом они долго „ахали“ и говорили о гениальности идеи и высоком искусстве».
Как мы помним, примерно так оценивал искусство и Никита Хрущёв. Когда в справке КГБ о художниках-абстракционистах Хрущёв прочёл, что они чуть ли не поголовно являются гомосексуалистами, он в сердцах воскликнул: «да вы же ещё и пидарасы»! Как будто нетрадиционная сексуальная ориентация была всего лишь завершающим штрихом к абстракционизму…
Лично я считаю, что чёрные квадраты и белые писсуары - это очень важная часть современного искусства. Два месяца назад я подробно излагал свою позицию вот здесь:
http://fritzmorgen.livejournal.com/370010.html Тем не менее, поднятый Любовью вопрос очень важен. В самом деле - должно ли искусство быть приятным для глаз и ушей? Или же мы от вида искусства должны страдать, очищая себе душу посредством удерживаемой внутри рвоты?
Ответ далеко не так очевиден, как кажется на первый взгляд.
Когда мы приходим в ресторан - мы ведь ожидаем там непременно вкусной еды. Если же повар-модернист подаст нам тарелку гниющих нечистот, мы вряд ли будем в восхищении заламывать руки и восклицать «как это тонко, месье». Мы гневно нахмурим нос, оденемся, и выйдем на свежий воздух.
Почему же художники позволяют себе потчевать нас инсталляциями из фекалий? Пусть оставят эти пахучие эксперименты для своих лабораторий искусствоведов, ага?
Можно, разумеется, включить Капитана Очевидность и сказать, что арт-галерея - это не ресторан. В арт-галерее можно всё. Слово же «ресторан» ведёт свои корни от французского «restaurant», в примерном переводе - «место, где можно подкрепиться и восстановить свои силы». Следовательно, никакие мешающие процессу подкрепления вольности в ресторане неуместны.
Однако это будет лукавством. Почему мы должны страдать в одном месте и наслаждаться в другом? Кто дал право секте искусствоведов устанаваливать эти нелепые правила?
На самом деле, конечно же, принципиальной разницы между рестораном и арт-галереей нет. Не люди должны служить искусству, а искусство людям. Арт-галереи должны нести нам радость… по крайней мере, некоторым из нас.
Возьмём, например, кофе. Разбирающиеся люди пьют кофе без сахара и молока. При этом пьют они арабику - которая имеет довольно кислый вкус. Если такой кофе попробует какой-нибудь любитель «Нескафе-три-в-одном», он сморщится после первого же глотка. К правильному вкусу надо ещё привыкнуть.
Так и с искусством. Творения современных художников - статуи инопланетян из фекалий и макеты гигантских влагалищ из несвежих простыней - у непривычного к искусству человека вызывают отвращение. Настоящий же ценитель прекрасного находит современное искусство ничуть не менее восхитительным и возбуждающим, чем, скажем, картины Исаака Левитана или Фернандо Ботеро.
Возможно, вы скажете мне, что удовольствие от современных картин могут получать только люди с больным мозгом, извращенцы?
Что же, отчасти это так. Достаточно вспомнить древних греков и римлян, чтобы составить верное представление о моральном облике настоящих эстетов. Но тут уж нам надо выбирать. Или толстая кожа или гибкий мозг - одно из двух.