По многочисленным просьбам читателей таки собрался прочесть знаменитую книгу Айн Рэнд. Первая же глава напомнила наши святые девяностые - разруха в стране, тотальная безысходность в обществе и благородные сырьевые олигархи, храбро сражающиеся за светлое будущее экономики.
Пришось прервать чтение и залезть в «Википедию», чтобы убедиться: мне не почудилось, «Атлант» был написан в 1957 году. Судя по всему, в США олигархи тоже не жалели денег на подкорм ручной интеллигенции, чтобы та в книгах и статьях тщательно отмывала их репутацию.
Примерно так в России сначала рассказывали нам в газетах, что эффективные собственники сделают всех россиян богатыми, а потом показывали нам фильмы о порядочных и совестливых бандитах, людях сложной судьбы. Собственно, из тех времён растут и корни тех мифов о плохих чиновниках и неэффективном государстве, которые до сих пор широко распространены в кругах несистемной оппозиции.
Возможно, вы будете удивлены, однако я таки рекомендую прочесть «Атланта» всем приверженцам идей свободной от государства экономики, в которой вся власть принадлежит владельцам заводов, газет и пароходов. Для человека с техническим складом ума эта книга может стать замечательной прививкой от философии Айн Рэнд, которую среди известных в России людей разделяют, в частности, Павел Дуров и Евгений Чичваркин.
Дальше будет немного спойлеров.
Смелость и решительность главного положительного героя проявляются в весьма показательном инциденте. Поезд, в котором едет Дагни, надолго останавливается перед семафором, показывающем красный свет. Машинист полагает, что семафор неисправен и терпеливо ждёт, когда проблема будет так или иначе устранена. Тогда Дагни, владелица железнодорожной компании, берёт всю ответственность на себя и храбро приказывает ему ехать под красный. Машинист выполняет команду, поезд прибывает к месту назначения вовремя.
Уже забавно, верно? Грубейшее нарушение техники безопасности, которое могло повлечь за собой катастрофу с сотнями жертв, выдаётся за геройский поступок. Вместе с тем достаточно посмотреть список железнодорожных катастроф, чтобы убедиться в том, что ехать под красный сигнал семафора - очень плохая идея:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_крушений_поездов Идём дальше. Второй положительный герой является таковым главным образом по той причине, что изобретает новый сорт стали, который позволяет делать сверхпрочные рельсы и сверхлёгкие мосты. Весь его образ основан именно на этом волшебном изобретении.
Опять-таки, смешно для сколько-нибудь образованного человека: нас настраивали на философию, но выясняется, что мы читаем научную фантастику. Получается, что в реальном мире олигархи настолько безнадёжны, что иначе, чем через притянутые за уши гиперболоиды и «металл Реардэна», создать им сколько-нибудь положительный образ не выходит? Ах, да, ещё олигархи сильны, хладнокровны и обладают внешностью греческих богов. Светлые и добрые лица олигархов резко выделяются на фоне уродливых морд их постаревших раньше времени антагонистов.
Если вчитывающийся в философию госпожи Рэнд съест криптонитовые рельсы и не поморщится, дальше его ждёт ещё один сюрприз - на развалинах моторостроительного завода главные герои находят опытный образец вечного двигателя, получающего энергию из статического электричества. Вот фрагмент, после которого я вынужден был закончить своё знакомство с классикой:
Дагни уже сидела возле него на полу, и какое-то мгновение они не могли произнести ни слова.
- Это все катушка, - сказала Дагни. Ей казалось, ум ее вступил в какую-то гонку, она не могла уловить и передать все то, что вдруг открылось ее сознанию; слова одно за другим торопливо слетали с ее губ.
- Сначала я заметила катушку, потому что видела похожие чертежи, не точь-в-точь, но что-то подобное... много лет назад, когда еще училась в колледже... старая книга, в ней было написано, что от идеи этой отказались... отказались давным-давно - но я любила читать все, касавшееся железнодорожных двигателей. В той книге говорилось, что одно время идея эта разрабатывалась, люди потратили годы на эксперименты, но так и не сумели решить задачу и в итоге сдались. После мысль эту забросили не на одно поколение. Я и не думала, что кто-нибудь из ученых мог воспользоваться ею в наше время. Но кто-то сделал это. Сделал и решил задачу!.. Хэнк, ты понимаешь, что это значит? Люди когда-то пытались изобрести двигатель, способный поглощать статическое электричество из атмосферы и потреблять его, превращая в собственную мощность. Этого не сумели сделать. Об этой идее забыли. Но вот она, воплощенная в железе.
Дагни указала на обломки двигателя.
Риарден кивнул. На лице его не было улыбки. Он сидел, разглядывая остатки модели, сосредоточившись на чем-то своем, сокровенном - причем, не слишком счастливом.
- Хэнк! Разве ты не понимаешь, что это значит? Перед нами величайшая революция в энергетике после изобретения двигателя внутреннего сгорания - нет, нечто большее! Этот двигатель уничтожит остальные - сделает возможным абсолютно все. Можно будет послать к черту Дуайта Сандерса вместе со всеми подобными ему личностями! Кто захочет иметь дело с дизелями? Кто захочет возиться с нефтью, углем, заправочными станциями? Разве ты не видишь того, что вижу я? Новый, с иголочки локомотив величиной с половину нынешнего, но в десять раз более мощный. Автогенератор, работающий буквально на считанных каплях топлива и не имеющий предела мощности. Самый чистый, быстрый и дешевый способ передвижения из всех известных человеку. Разве ты не видишь, что за какой-то год сделает этот двигатель с нашими транспортными системами и со всей страной?
На лице Риардена не проступило даже тени волнения. Он неторопливо произнес:
- Но кто спроектировал его? И почему эту модель бросили здесь?
- Мы выясним это.
В общем, коллеги, если теперь кто-нибудь предложит мне прочесть Айн Рэнд, чтобы проникнуться её глубокими идеями, я предположу, что имею дело или с олигархом, держащим меня за дурачка, или с наивным человеком, верящим в вечные двигатели и благородных олигархов.
PS. Кстати, напомните, пожалуйста, какие значимые изобретения совершили наши олигархи за девяностые годы?