Книга Томаса Гоббса Левиафан, в частности, важна двумя следующими моментами:
- Она даёт понимание того республиканистского мира, в котором мы сейчас живём.
- Книга даёт нам намёк на религиозную природу государства, например, через объяснение того, почему представители правящего класса неподотчётны ни перед кем, кроме Бога. В 19-й главе Левиафана Гоббс приводит примеры вредоносных для существования государства идей. Вот одна из них:
«Мнение о том, что суверен подчинён гражданским законам. Четвёртое мнение, противоречащее природе государства, сводится к тому, что тот, кто имеет верховную власть, подчинен гражданским законам. Верно, что все суверены подчинены естественным законам, так как эти законы даны Богом и не могут быть отменены ни человеком, ни государством. Но суверен не подчинён тем законам, которые он сам, т. е. государство, создает. В самом деле, быть подчинённым законам значит быть подчинённым государству, т. е. верховному представителю его, что для суверена означает быть подчинённым самому себе, т. е.- не подчинение законам, а свобода от них. Вышеуказанное ошибочное мнение, ставя законы над сувереном, тем самым ставит над ним и судью, а также власть, которая может его наказывать, но это значит делать нового суверена, и на том же основании - третьего, чтобы наказывать второго, и так дальше до бесконечности, что должно вести к разрушению и разложению государства.» (Гоббс, гл. 19)
Гоббс абсолютно прав. Не может подчиняться законам тот, кто может издавать законы и произвольно их интерпретировать. Как только такое происходит, государство, а точнее, классовое общество, исчезает. В предыдущей главе Гоббс объясняет по пунктам почему подотчётность чиновника невозможна (внимание, это объяснение не для слабонервных либералов!). Поэтому все эти разговорчики современных либерал-демократов о системах политического контроля, баланса, подотчётности и прозрачности правящего класса - лишь в пользу тех, кто поленился прочитать большущую, но полезную, книгу Томаса Гоббса.
Гоббс, Томас. Левиафан.