Как это было сделано: костюм заонежской невесты

Nov 07, 2014 13:32

Сначала я хотела назвать этот пост аналогично популярной книге "Кради как художник", но потом подумала, что название должно отображать тему, а не жизненную позицию автора:) Предыстория: я очень люблю вспомогательные материалы к фильмам, по мне так нет ничего прекраснее, чем наблюдать путь от идеи до готового события, предмета, говоря модно - "продукта". Это не только интересно, но и сближает тебя с вещью, с человеком, ее сделавшим, создает атмосферу сопричастности.
А если посмотреть с другой стороны - то помогает осмыслить пройденный путь, увидеть его другими глазами. Так что я решила тоже наполнить мировое пространство результатами своей жизнедеятельности. В общем, признаваться неловко, но я шью:) И мой первый опыт создания костюмов к спектаклю я готова вам изложить:).
История в фотографиях, длиной в полтора года.

Углич. Октябрь 2014. Фестиваль "Русский костюм на рубеже эпох". Лиза Соколова в костюме Натальи Колобовой из спектакля "Я любила тебя, болечка..."



Наталья у нас - просватанная девушка из богатой заонежской семьи, поэтому и выглядеть она должна была соответствующе: в старинном наряде своей условной бабки, который подчеркивает ее особенный статус. Так что никаких ситцевых сарафанов, увы. Сначала мы хотели нарядить ее в шелковую парочку, как младших сестер, но потом поняли, что не будет она тогда из по-настоящему богатой семьи:) Все  фотографии тех времен доказывали это:


Прообраз наряда в голове моей уже существовал - спасибо проекту Летнего университета и сотрудникам музея Кижи. К этому моменту я представляла, что такие костюмы существуют и более того - их можно сшить.
Сам по себе костюм состоит из простой по крою рубахи с широкими рукавами, круглого сарафана, пояса, душегреи, шали и украшений.  Первые три пункта не вызывали сложностей: рубаху и сарафан по стандартной выкройке сшить легко, пояс на бердышке мне за бартер сплела Лиза Соколова.

Июль 2013. Проект "Заонежская свадьба". Полина одевает меня в костюм невесты (о котором я писала).


Проблемы было три:
1) Где найти подходящие ткани (подходящие по качеству и цене, потому как стоимость костюма легла целиком на мой кошелек);
2) Что делать с кроем душегреи;
3) Как миновать вопрос жемчужных украшений (освоить золотное шитье и сажение по беил за месяц было никак невозможно)?

Тут сразу могу сказать: если есть дефицит бюджета, нет бабушкиного сундука и надо где-то брать шелка, выхода два: искать по рукам (авито, молоток, друзья, у которых есть дачи, шторы и бабушки) и/или отправляться в магазин с мебельными тканями. Я применяла оба метода и всего недели за три нашла чудесную "золотую" штору, подходящую для сарафана и кусок декоративной ткани с растительным орнаментом, вышитым на бежевом фоне (из остатков, чем-то воняла ужасно). Узор для сарафана слегка крупноват, если честно, но не критично. Главное - две ткани прекрасно комбинировались. На молотке же я приобрела слегка подпорченную шаль советских времен. Единственное ее слабое звено - синтетические кисточки.


И да - каждый первый сказал, что это "какая-то штора". Каждый второй потом мне на все шторы остроумно тыкал и предлагал пошиться.


Сарафан я сшила за пару дней, складки прострочила по уму - на машинке (тогда машинки уже были и считались хорошим приданым для девушки). Он довольно объемный и тяжелый, поэтому по подолу изнутри широкая полоса из льна, чтобы "осадить его". Отделан коричневой косой бейкой, что не этнографично, зато дешево, надежно и практично:). Внутри - льняной шнурой для фиксирования складок на спине.


А вот душегрею я кроила от руки. Тогда мне еще не попала в руки книжка Яшковой с выкройками, а премьера все приближалась. Поэтому в одно прекрасное утро я просто разложила ткань и вырезала на глаз ножницами две полочки и спинку. Подгоняла в процессе. Самое ужасное - это, конечно, складки собирать: там слой синтепона или чего-то в этом роде (пришлось пожертвовать одеялом), потом слой подклада из льна - и это все многократно прошито нитками на однаковом расстоянии, а затем стянуто до нужного размера. Поначалу выглядит кривовато, но потом утюгом это можно "уложить" как надо. У музейной душегреи материал был мягче, а подклад толще, поэтому складки лежали по-другому. Однако для первого раза жесткость ткани была на руку - она не ползла.


Полочки повыше и прямые. На них можно пожертвовать красивый кусочек американского хлопка. Застежка на крючки (очень неудобно, скажу честно)


И самая больная тема - галун. Все, что мне удалось найти из умеренно блестящего и синтетического - это вездесущая Гамма. Купила сразу несколько образцов, чтобы уж точно хоть один подошел, в итоге подошел совсем другой. Так что планировать в этом смысле сложно. Вся эта красота за счет синтетики, увы, сильно портится и цепляется от эксплуатации. Теперь вот всех третирую, где у нас умные люди добывают золото (мне вот из Индии привозили просто идеальный, но он закончился давно). Эта штука отняла у меня дня три-четыре. Ну и поиски материала.


Источники подсказали, что на душегрею иногда садили брошку или бант из шелковой ленты. Ленты самые правильные - это широкие (у меня 10 см) и с рисунком: цветочки, клеточки и прочая прелесть. Мне пригодилось и то, и то. Брошка советская, куплена на молотке, бант где-то отыскался дома. Очень помогает, когда крючки расходятся:) Еще нужен платочек. За пояс.
А вот с украшениями у нас до сих пор беда: наша богатая невеста до сих пор ходит в имитации повязки "перо" (спасибо невестиной маме), и бусах, о которых я уже писала, а надо бы ей и сетку-поднизь, и жемчуга, но это, наверное, тема для дальнейшей работы, как обычно говорится.

фотография, братыня, Заонежье, традиционный костюм, Русский Север, under_re-construction

Previous post Next post
Up