Вот как мы провели эти выходные:
Оригинал взят у
frische_fische в
Дефиле мещанско-купеческой моды "Конфетки-бараночки". "Времена и эпохи" 2014В этом году наш театр отметился на фестивале в Коломенском. На площадке "Город" мы представляли дефиле мещанско-купеческой моды начала ХХ столетия. Фотографии не ахти, но поскольку новости, как пироги, хороши горячими, я подумала, что выложу пока то, что имеется вместе с текстом наиболее полного и, на мой взгляд, удавшегося вечернего воскресного показа. А если появятся достойные кадры - отредактирую запись.
Участник и организатор площадки - Елизавета Соколова
Автор текста и концепции - Яна Соловьёва (а то во время показа мое имя аж дважды цинично игнорировали, напомню забывчивым:))
У сенной девушки Натальи сегодня свободный вечер, поэтому она с удовольствием постоит у забора с посыльным из лавочки в своем новом ситцевом сарафане с модной городской деталью - пышной оборкой по краю. Еще пятьдесят лет назад такая ткань была не по карману бедной девушке из Подмосковья, однако промышленный переворот подарил низшим слоям не только облегчение условий труда, но и новые наряды, и шелковые ленты на отделку.
1.
(Круглый ситцевый сарафан с оборкой. Автор и модель - Наталья Дровалёва)
Татьяна, независимая прачка почтенных двадцати пяти годов, провдовев положенный приличиями год, в это воскресенье отправилась к обедне, не без тайной надежды на новое замужество. Для этого она надела новую парочку из покупного ситца, шелковую шаль и жемчужные бусы из своего девичьего приданого. Невеликий достаток Татьяны выдает поношенный фартук, носыщий следы многочисленных стирок. О статусе вдовы мы можем узнать по ее сатиновому чепцу темного цвета, а о том, что траур окончен - по тонкой красной ленточке по его краю. Пожелаем Татьяне удачи!
2.
(Повседневный костюм замужней женщины: кофта-казачок, юбка, передник, чепец, шелковая шаль. Автор костюма и украшений - Яна Соловьева, модель - Таня Соболева)
А Катерина Александровна после воскресной службы отправилась на рынок по поручению барыни. По случаю праздника на ней нарядная ситцевая кофта и темная юбка, отделанная тонким хлопковым кружевом. Вместительная корзина в руках сбережет хрупкие покупки в городской толкучке. Наша героина урожденная москвичка, поэтому она уже не покрывает голову и убирает волосы в практичный пучок. По секрету скажем вам, что недавно барыня сделала своей любимой служанке щедрый подарок - новые панталоны. Они совсем короткие и отделка их небогата, зато именно они позволяют Катерине Александровне чувствовать себя настоящей горожанкой.
(ситцевый наряд горожанки)
Ефросинья Петровна, молодая жена торговца рыбой, в этот солнечный день отправилась на троицкую ярмарку прицениться к мануфактуре. По словам соседки новые российские ситцы, поступившие в лавку, ничуть не хуже аглицких. Ефросинья Петровна надела сатиновую кофту-казачок «с искрой», призванную производить впечатление атласной и подумала, что неплохо б перешить пуговки потуже, чтобы прохожие думали, что ее талия утянута модным дорогим корсетом. Дабы не казаться деревенской простушкой, она сняла домашний чепец и повязала волосы желтым ситцевым платком, однако в душе она мечтала о модной кружевной косынке, которая позволит ей когда-нибудь продемонстрировать миру чудные косы.
4.
("Парочка" - праздничный костюм горожанки (кофта-казачок, юбка). Лен, сатин. Автор костюма и укршений - Яна Соловьёва, модель - Мария Ерохина)
А вот мы видим Марфу Порфирьевну. Она происходит из старинного рода староверов, однако и ее нежное сердце растопили модные тенденции. На ней шелковая парочка цвета спелой тыквы, состоящая из так называемой кофты-косополки и широкой юбки, отделанных дорогим фабричным кружевом. Так как мода не смогла победить веру в традиции в её душе, голову Марфа Порфирьевна покрыла дважды: глухим повойником темного цвета и шалью, заколотой по-староверски, на булавочку. Разумеется, никаких непотребных модных веяний в виде панталон наша героиня не признает, поэтому под юбкой у нашей героини ну почти совсем ничего нет.
5.
("Парочка": кофта-косополка и юбка, повойник, шаль. Синтетическая тафта. Автор костюма - Яна Соловьёва, модель - Надежда Кологреева)
А знаете ли вы, что эти две девушки в шелковых парочках на самом деле завидные невесты? Санечка - совсем юная девушка, что видно по нежно-абрикосовому цвету ее наряда. Любая сваха начала прошлого столетия сказала бы вам, что ей не помешало бы поддеть пару-тройку нижних юбок, чтобы создать аппетитный силуэт. Однако Санечку стройность ее стана не беспокоит, она считает, что главное ее украшение - длинная коса и жемчужные серьги-бабочки, доставшиеся ей в наследство от прабабки из далёкого Заонежья. А е её подруги, поповской дочери Алёны, вчера были именини, поэтому сегодня она щеголяет в подаренной шёлковой шали цвета небесной лазури. Ветер приятно играет ее пышными юбками, а солнце отражается в дорогих перламутровых пуговицах, которых было потрачено целых десять штук! Жемчуг в ушах и на шее ненавязчиво намекает о немалом размере приданого Алёны.
6.
(Праздничные девичьи наряды: парочка из тафты. 1) Автор костюма - Ковалёва Н.В., автор украшений - Митина Алёна; модель - Митина Алёна; 2) Автор костюма и модель - Абрамова Александра, авторы украшений - Абрамова Александра, Дровалева Наталья)
Варвара Михайловна проснулась поутру в хандре, поэтому решила до обеда не переодеваться. Она кушает кофий в ситцевом домашнем платье «маков цвет», прихотливо отделанном широкими атласными лентами. Возможно, именно это платье стало причиной внезапной головной боли её супруга - лавочника Мещанкина. Прогрессивные взгляды Варвары Михайловны выдает ее глубокое для консервативной купеческой среды декольте и отсутствие головного убора (консервативные купчихи чтили идущие из народной культуры традиции и покрывали головы даже дома). Волосы нашей героини тщательно смазаны лампадным маслом и закручены в простой, но кокетливый пучок. Заметим, что сейчас расцветка платья Варвары Михайловны напоминает постельное белье, однако сто лет назад именно яркие, выкрашенные с применением химических красителей ткани были последним писком моды.
7.
(Домашнее женское платье из ситца. Автор костюма и модель - Елизавета Соколова)
Провинциальная инженерша Прасковья Андреевна недавно в столице, поэтому ей неведомо, что пышное красное платье из тафты, надетое жарким воскресным днем - это явный моветон. Закрытый лиф и длинные рукава наряда подчеркивают скромность его владелицы, однако фасон его наглядно демонстрирует отставание провинциальной моды от столичной минимум на десять лет. К платью прилагается большая шаль того же оттенка, что также характеризует нашу героиню как женщину состоятельную, степенную, но безнадёжно отставшую от моды. Несмотря на переезд в Москву, Прасковья Андреевна не смогла отказаться от чепца в пользу модной шляпки, однако уже обзавелась роскошным кружевным зонтиком, так что дадим ей второй шанс!
8.
(Праздничное шелковое платье и чепец. Автор костюма и модель - Яна Соловьёва)
И наконец, звезда нашего показа - невеста! Сегодня Анна выходит замуж в старинном подвенечном наряде своей прабабки. Костюм невесты долго сохранял народные черты и, выходя замуж, многие девушки снимали на время модные платья и доставали их сундуков парчовые сарафаны своих прабабок. На Анне рубаха с «польскими» рукавами, подвязанными алыми лентами, стёганая на вате трубчатая душегрея, голова покрыта шёлковой шалью в цвет сарафана. Конечно же, в таком наряде очень жарко, но что поделать, положение обязывает! Тем более что цена такого костюма была вполне сопоставима с ценой лошади. Давайте пожелаем молодой многая лета и счастливой семейной жизни!
9.
(Праздничный наряд невесты Заонежья: круглый сарафан, рубаха, душегрея, шаль. Автор костюма - Яна Соловьёва, модель - Анна Павленко).