Начав писать статью вообще-то о воспитании детей, я задумалась: «А сколько лет человечество детей не бьёт, в частности, не дома, а в школе?» Как оказалось, совсем недавно ещё били, кое-где бьют сейчас совершенно на законных основаниях. Сторонники телесных наказаний уверяют, что «Обеспечивают немедленное послушание. Наказанный таким образом ученик быстро возвращается к учёбе, что лучше, чем дисциплинарные наказания, такие как отстранение от занятий или исключение из школы...» Мотивируя тем, что телесные наказания «сохраняют массу времени преподавателей, которые в противном случае были бы потрачены на поддержание дисциплины...».
В современном обществе битьё детей недопустимо, однако есть и такие родители, которые упорно пытаются доказать, что «Меня били и человеком вырос!» Аргумент наиценнейший, но может быть, всё же лучше не идти на конфликт с обществом? Признаюсь, своих сыновей я не стукнула ни разу. Дала как-то подпопник младшему, так пожаловался учителю. Совесть бы поимел! Всего-то и придала ускорение (в Израиле за это меня вполне могли бы посадить в тюрьму годика так на два!).
Недавно мне прислали статью, где описывалось воспитание детей на Тибете. Уж не знаю, какими там растут дети, умными, талантливыми или наоборот. Однако, при полном отказе от телесных наказаний. Мотивируют тем, что причина, по которой родители бьют детей - это то, что те не могут дать сдачи. Но ведь также, став взрослым, ребёнок будет потом бить своих родителей и, уж наверняка, своих жён и будущих детей (снова по принципу: «Меня же били!»). Так что лучше детей всё же нe приучать к насилию. Что же, с мнением тибетцев абсолютно согласна: детей бить нельзя, это их унижает.
Во многих странах наказания в государственных школах регулировались законодательством или постановлением местных властей, где указывались орудие наказания, число ударов, исполнители, рекомендовалось или нет извещать родителей юного нарушителя и т.д. Это юридически защищало ребёнка, не давая школе возможности злоупотреблять властью. Тем не менее, детей били и били ( в основном, конечно, мальчиков), нередко калеча физически, не говоря уже о душевных и нравственных аспектах.
Шло ли им это на пользу? Мне сложно ответить на этот вопрос, я всё же родилась в Советском Союзе и как-то сама по себе была ребёнком тихим, спокойным и прилежным, но вот другой вопрос возник: «Как быть сейчас?» Ведь, что-то отменяя, общество должно создать что-то другое. Просто запрет не создаёт необходимых элементов замены. Вы когда-либо задумывались, что молодые родители сегодня совершенно не готовы быть воспитателями? Их просто элементарно этому никто не учит в школе, если они не заканчивают какого-то специального образования. Получив ребёнка, это маленькое вопящее чудо в конверте из одеяла, они идут за помощью к своим родителям, бабушкам и дедушкам. Но готовы ли те их учить? Ведь их-то самих как раз учили с помощью ремня, розог и прочих попавших под руку предметов! Да и не каждый учитель или психолог может дать грамотный совет, ведь даже икона воспитания последних десятилетий, знаменитый доктор Спок, оказался несостоятелен в вопросе воспитания своих собственных детей. Общество само не выработало постулатов правильного воспитания, оно само как слепой котёнок тычется во все углы коробки, на которой написано: «современный человек»! И при этом оно не имеет права никого растоптать, обидеть или даже элементарно не имеет права ни на кого наткнуться. Но обязано дать знания и выпустить из лона семьи и стен школы человека умного, грамотного, будущего толкового работника и хорошего семьянина.
И что же делать? Как быть родителям? Что они получили, маленькое чудо или огромного монстра? Я не думаю, что на мой вопрос есть ответ. Человечество ещё лишь на пороге. Пока же оно делает открытия и совершает ошибки, воспитывая и создавая новых людей, которые не знают, что такое ремень. Я думаю, на этом пути каждый из нас, вы так же как и я, можете поделиться свим мнением, дать совет и рассказать о том, как (по вашему мнению) нужно или не нужно воспитывать детишек. Пока же я просто вспомню историю, чтобы стало ясно, как молода наука воспитания без порки.
Впервые в мире порка детей в школе была запрещена в Речи Посполитой в 1783 году. В Великобритании это произошло лишь в 1987 году в государственных школах, а в частных лишь в 1999-м (Англия и Уэльс), 2000-м (Шотландия) и 2003 годах (Северная Ирландия), а в знаменитом на весь мир коллдже Итона последнее телесное наказание было проведено в 1984 году.
Сегодня телесные наказания в школах запрещены в Швеции, Исландии, Финляндии, Дании, Норвегии, Австрии, Италии, Кипрe, Хорватии, Новой Зеландии, Коста-Рикe, Венесуэлe и Израилe. Они вполне обычны во многих странах Африки, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. В Южной Корее порке подвергаются и нерадивые ученицы.
В США телесные наказания в школах не нарушают федеральной конституции, они по-прежнему продолжают применяться в некоторых южных штатах. В Канаде окончательно запретили бить детей только в 2004 году.
В то же время, телесные наказания строжайше запрещены Верховным судом Израиля. В прецедентном решении суда от 25 января 2000 года любое физическое наказание, включая «лёгкий удар по ягодицам или руке» даже со стороны родителей, признаётся уголовным преступлением, наказываемым двумя годами тюремного заключения.
В России этот запрет существует уже с 1864 года, хотя окончательно бить детей в школе прекратили только после революции 1917 года. В 1851 г российских учеников-гимназистов могли выпороть за присвоение чужих вещей, обмен книгами без разрешения, лень и плохую успеваемость, прогул, курение табака, пьянство, драку в классе или на улице, обман отца, нескромность в классе и свист на уроке.
Конвенция 1989 года о правах ребенка требует в статьях 18 и 29, чтобы подписавшие государства поощряли ненасильственное образование в интересах равенства и мира. Однако, в большинстве стран мира даже сегодня телесные наказания (например, пощечина) являются законными в качестве средства обучения, поскольку они являются «умеренными» и «адекватными», и, тем не менее, они могут выполняться главным образом родителями - в определенных пределах.
Телесные наказания в германских школах были более обычны для северных протестантских стран германской культуры, чем для южных католических, романских. В христианских обществах дети традиционно считались существами, которые могли легко грешить. Нарушения правил воспринимались очень серьезно, потому что они считались выражением плохого характера, который мог быть улучшен только суровыми наказаниями, заодно неплохо было «изгнать дьявола» из ослушника.
Во многих гимназиях за телесные наказания был ответственен специально назначаемый «синий человек» (der blau Mann), а в иезуитских школах учеников порол сам учитель. Наказывали как мальчиков, так и девочек.
На протяжении XX века, в разное время, наказания были запрещены административными законами различных земель Германии. Запрет на битьё палкой в школах в ФРГ, хоть и был законодательно принят в 1949-м, окончательно вступил в силу лишь в 1983 году (в ГДР в 1945-м). Право «отцовской дисциплины» учителя на учеников (§ 127a Gewerbeordnung a.F.) было отменено 27 декабря 1951 года. В Северном Рейне-Вестфалии, по Циркуляру от 22 июня 1971 г. (Gem. Amtsblatt S. 420), телесные наказания в школах были объявлены неприемлемыми. Tолько в 1993 году было опубликовано постановление Верховного суда Германии (NStZ 1993,591), установившее, что применение телесных наказаний учителем является уголовным преступлением и отменившее все прочие законодательные акты в их защиту.
В 2004 году исследование, проведенное университетом Фрайбурга, показало, что 43,9% родителей, опрошенных в немецкой и франкоязычной Швейцарии, наказывали своих детей битьём. В то же время доля родителей, никогда не наказывших своих детей физически, увеличилась с 13,2% в 1990 году до 26,4%.
На высоком немецком наказание на ягодицах «Versohlen». Широко распространены различные ре-гиональные диалекты, такие как «Arsch versohlen / ’nen Arsch vollkriegen“, „ein paar hintendrauf kriegen“ или „den Hosenboden voll kriegen» на берлинском диалекте, на южно-немецком «Hosenspannes», «ne Jachtreise machen» и в Северной Германии «„wat auf die Bollen“, так же как „dann hat der Hintern Kirmes“ в Рурской области.