Приводим статью «На воронежском «Чернозёме» расцветёт современное искусство», опубликованную в воронежской газете «Моё»:Целый месяц, с 21 августа по 21 сентября, в Воронеже будет проходить фестиваль современного искусства «Чернозём-2013». Он включает в себя четыре направления - изобразительное искусство, литературу, музыку и театр. По аналогичным направлениям в Воронеже с 2011 года проходит масштабный Платоновский фестиваль. Зачем же понадобилось создавать новое событие?
Идея провести фестиваль «Чернозём» появилась у воронежского художника Сергея Горшкова три года назад. Его поддержал руководитель арт-группы «Квадрат» и организатор конкурса для творческой молодёжи «Культпоход» Дмитрий Большаков. По его словам, как раз три года назад фестиваль и состоялся впервые, но скорее в тестовом режиме. А в этом году проект одобрили областной департамент культуры и Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова. (Кстати, фонд Прохорова два года финансировал Платоновский фестиваль, а в 2013 году отказался от спонсорства.)
Бюджет «Чернозёма», по словам директора фестиваля Дмитрия БОЛЬШАКОВА, небольшой - 2,5 миллиона рублей. Он надеется, что в следующем году бюджет удастся увеличить за счёт спонсоров хотя бы до 200 миллионов рублей. Сейчас же, по словам Большакова, многие участники приезжают за символическую плату или безвозмездно.
Куратор программы визуальных искусств Сергей ГОРШКОВ рассказал, что многих художников приходится буквально заманивать в провинцию. Например, автор выставки «История болезни» известный художник-карикатурист Андрей Бильжо согласился привезти свои работы в Воронеж не за гонорар, а за 50 банок кабачковой икры и три литра самогона.
Хедлайнер фестиваля - два спектакля столичного «Политеатра», руководителем которого является нынешний ректор Воронежской академии искусств, руководитель исследования культурной среды Воронежа Эдуард Бояков. В постановке «Двеннадцать», которая пройдёт 13 сентября, на одной сцене с московскими поэтами свои стихи прочитают известные местные авторы Галина Умывакина, Антон Калашников, Елена Дудукина и Сергей Попов.
Станет ли Воронеж второй Пермью?
Эдуард Бояков на пресс-конференции старался подчеркнуть отличия «Чернозёма» от Платоновского фестиваля. Он отметил, что Платоновский крепко встал на ноги и продемонстрировал широкие возможности фестивального движения в Воронеже
- С позиции здоровой конкуренции городу нужно всё время предлагать что-то новое, - считает Бояков. - Именно вокруг фестивалей складывается гастрольная инфраструктура. Если мы будем жить в городе, где происходят фестивальные события, то Воронеж только выиграет и сможет называться культурным центром.
Любопытно, что созданием культурного центра Бояков занимался в Перми. Многие воронежцы высказывали опасение, мол, не сделают ли из нас вторую Пермь. Дело в том, что пермская культурная революция вызвала неоднозначную реакцию местного населения, а выставки музея современного искусства, возглавляемого ныне уволенным галеристом Маратом Гельманом, сопровождались скандалами.
Ректор академии искусств подчёркивает: в Перми преобразование культурной среды шло сверху, а в Воронеже уже многое сформировано - есть Центр современного искусства, независимые театральные проекты. Осталось поддержать возникшие инициативы и вывести на более качественный уровень. С этой задачей могут справиться в том числе и фестивали.
http://newspaper.moe-online.ru/view/238223.htmlВ Воронеже уже сложилась определенная структура «современного искусства», через которую «коллективный Гельман» может постепенно прибрать город к своим рукам:
«Центр современного искусства»
Свой фестиваль
Поддержка местной власти и московских олигархов - фестиваль «Чернозём»
финансируют Фонд Михаила Прохорова и департамент культуры Воронежской области.
Поддеджка местных деятелей культуры (см. в статье заявления ректора воронежской Академии искусств).
и т.д.
Мы считаем, что неравнодушных воронежцам нужно срочно изучить эту тему.
Итоги деятельности «коллективного Гельмана» в Перми плачевны -
«Пермский проект: вопросы и ответы». В статье по ссылке есть абзац, очень точно характеризующий современную культурную войны, цитируем:
«Марат Гельман - это лишь один из акторов (очень мелких) в крупном политическом раскладе. И поэтому любая демонизация этого человека и зацикленность на его персоне абсолютно контрпродуктивны. Протестный потенциал привязывается к отдельной фигуре, которую в один прекрасный момент убирают с политической доски вместе с энергией недовольства новой культурной политикой. После этого на первый план выходят новые акторы, которые продолжают ту же самую культурную политику в интересах либеральных элитных групп («коллективный гельман»).»
Потерпев поражение в Перми, «коллективный Гельман» будет проникать в другие регионы, сегодня в Воронеж, завтра в Тамбов и т.д. Всем неравнодушным гражданам нужно держать руку на пульсе этих процессов в своем регионе.