Пятничное кино: «Телесеть» Сидни Люмет, 1976 год

Apr 12, 2013 17:08

Обсуждая тот или иной фильм, мы исходим из того, что все его видели (или специально посмотрят) и не будем очень подробно пересказывать сюжет. Кроме того, мы не будем заострять внимание на актерской игре, на том, как выставлен свет и т.п. Во всем этом мы мало что пониманием, но дело даже не в этом. Хочется серьезно поговорить о серьезном кино.

«Телесеть» Сидни Люмет, 1976 год.


Фильм начинается с того, что один из его главных героев - в прошлом популярный ведущий вечерних новостей Говард Бил, рейтинг передачи которого провалился, теряет работу.
Напившись в баре, Говард и его лучший друг, редактор канал Макс Шумахер (который сообщил ему об увольнении) обсуждают наиболее эффективный способ получить сверхвысокий рейтинг на ТВ:


Говард Бил: «Я разнесу себе мозги прямо в эфире, посередине семичасового выпуска новостей.»
Макс Шумахер: «У тебя будет огромный рейтинг, это я гарантирую. 50% в легкую»
Говард Бил: «Думаешь?»
Макс Шумахер: «Конечно. Мы можем сделать из этого сериал: «Самоубийство недели», к чему себя ограничивать? «Казнь недели» »
Говард Бил: «Террорист недели»
Макс Шумахер: «Им понравится. Самоубийство, убийство, сумасшедшие подрывники, мафия убивает человека, автомобильные аварии, час смерти - отличное воскресное телешоу для всей семьи. Мы этого вонючего Диснея вышвырнем из эфира.»

На следующий день в эфире вечерних новостей Говард Бил заявляет, что покончит с собой в прямом эфире следующей передачи и этим в легкую получит 50% рейтинга.


Всеми это воспринимается, как досадный эксцесс, который нужно замять и как можно быстрее забыть.

Затем в кадре появляется телепродюссер «self-made woman» Дайана Кристенсен с восторгом рассказывающая о том, что у них есть видео ограбления банка «Вселенской освободительной армии» («радикальные леваки») и предлагает сделать из этого: «кино недели, может даже сериал». Дайана хочет создавать сериал, основанный на реальных преступлениях и террористических актах этих «радикальных леваков», но даже им телепродюссер отказывает в подлинности, считая, что нужно нанять несколько писателей, котоыре будут писать для них истории.


Концепцию этого сериала телепродюссер выражает одной фразой, описывающий реальное ограбление банка: «она на пленке стреляет из автомата - это ужасно смешно».

Свой подход к работе Дайана тоже выражает коротко и четко: «С того момента, как я получила эту работу полгода назад, я говорю вам, мне нужны злые передачи. Мне не нужны разговорные программы, мне нужна противокульутра, мне нужна антигосударственность.».

«Self-made woman» Дайана Кристенсен - это сконцентрированный сгусток постмодерна, вгрызающийся в ткань классического буржуазного проекта Модерн.

Допущенный до следующего эфира (чтобы извиниться и тихо уйти) Говард Бил, выступает со своей первой телепроповедью, говоря, что все чушь: «человеческая чушь», «чушь Бога» - т.е. в жизни нет ничего настоящего, подлинного, есть только «чушь».
После этого за нарушение всех норм классической западной журналистики Говарда Билла и покрывавшего его Макса Шумахера увольняют. Но грандиозный медийный успех шоу Говарда Била мотивирует телепродюсеера (Дайану Кристенсен) поставить на уши телеканал и вернуть Говарда в эфир.


Один из руководителей Фрэнк Хэкетт: «Ради Бога, Дайана, мы говорим о том, чтобы поставить неуправляемого, безответственного человека на национальное телевидение.»
Дайана кивает.

Сотрудники телеканала сопротивляется этому из всех сил, но в итоге, все они оказываются бессильны. И президент телесети:


И журналистский коллектив:


Слабым местом оказывается одни из боссов, который решил построить свою интригу и, самое главное, Говард Бил и Макс Шумахер, которые соглашаются играть по предложенным Дайан Кристенсен правилам.

Таким образом вечерние новости с Говардом Биллом превращаются в шоу «пророка Говарда Билла».

Следующим барьером, вслед за неприятием внутри компании, перед шоу «пророка Говарда Билла» становится новый барьер - другие СМИ, бизнес и общество отторгают его.

Из этой ситуации стратегически предлагается 2 выхода:
Макс Шумахер: «Это была просто случайность, не сработала. Поэтому завтра Говард вернется к старому формату и завтра вся эта поганая развращенность кончится. Я в этом уверен.»


Дайана Кристенсен: «Думаю тебе нужно нанять ему пару сценаристов, чтобы они писали ему тексты. Серьезно, я могу сделать шоу Билла новостями с самым высоким рейтингов на телевидении.
Телевидение - это шоу-бизнес, Макс, и даже в новостях, должен быть шоумен. Сегодня, я смотрела твои 6 часовые новости - они как у желтой прессы, у тебя на 1,5 минуты о том, как голая девица разъезжала на мотоцикле по Центральному парку и меньше минуты на национальные и международные серьезные новости.
Не думаю, что я буду слышать протесты против высоких стандартов журналистики. Ты передаешь это для обычных людей, таких же, как мы.»
Все, что может ответить на это Макс Шумахер: «Боже мой, ты серьезно?»

В итоге побеждает подход Дайаны, которая резко наращивает постмодернистский накал шоу «пророка Говарда Билла».

Говард Бил начинает верить в то, что он избранный и сходит с ума.


Он слышит голос, который сказал ему: «Голос ответил мне: «Я хочу, чтобы ты говорил людям правду, это не просто сделать, потому что люди не хотят знать правду».
Я сказал: «Вы шутите? Что я черт побери знаю о правде?».
Но голос сказал: «Я вложу слова в твои уста.»
Я сказал: «Это что, горящая пустыня? Ради Бога, я не Моисей».
Но голос сказал мне: «А я не Господь, причем тут это?»
Голос отвечает, мы говорим не о вечной истине или первичной истине, мы говорим о непостоянной, скоротечной человеческой правде...
Я сказал: «Почему я?»
Голос сказал: «Потому что ты работаешь на телевидении, кретин. Тебя слушают 40 миллионов американец, а после этого шоу их возможно будет 50...»
Я немного подумал об этом и сказал: «Ок»

По сути, Говард Бил в точности воспроизводит постмодернистскую концепцию бытия (Делёз и Гваттари), согласно которой в мире нет никакой целостности, глубины, смыслов. Есть только мириады нитей - ризом, по которым движется человек. Как пишут Делёз и Гваттари, ризома: «может быть разорвана, изломана в каком-нибудь месте, перестроиться на другую линию...»
Об этом блестяще написано в серии статьей «Концептуализация Не-Бытия. Концепты постмодернизма. Часть V.» Юрия Бялого, опубликованных в газете «Суть времени».

О чем, если о мире-ризоме проповедует Говард Бил? И кто вложил эти слова в его уста?

Макс Шумахер пытается снять Говарда с эфира, но руководство телеканала не дает это сделать. И шоу «пророка Говарда Билла» продолжает набирать обороты.
Подход Дайаны дает результат - другие СМИ, бизнес (рекламодатели), акционеры и, главное, общество принимают шоу «пророка Говарда Билла», которое становится главной сенсацией и хитом на американском телевидении. Шоу «пророка Говарда Билла» - получает рейтинг выше, чем у всех вечерних новостей Америки, вместе взятых.


Как следствие, Макса Шумахера увольняют, а Дайана Кристенсен становится хозяином шоу.

Параллельно с этим Дайана создает телесериал про тех самых «радикальных леваков» в лице «Вселенской освободительной армии». В качестве посредника между телесетью и «радикальными леваками» выступает лидер американской коммунистической партии Лорин Хоббс (сыгравшая ее актриса похожа на Анджелу Дэвис).

Телепродюссер успешно создает сериал «час Мао Цзэдуна», который тоже становится хитом. Это шоу превращает непримиримых партизан-революционеров из «Вселенской освободительной армии» в шоу-леваков, играющих по правилам буржуазных СМИ ради главного приза - денег и рейтинга.


Лорин Хоббс, начиная с отказа от участия в этом проекте, так как отморозки из «Вселенской освободительной армии» компрометируют коммунистов, в итоге соглашается и приходит к заявлению, вызванном падением рейтингов шоу «пророка Говарда Билла»: «Я не хочу участвовать в его чертовом шоу, я хочу уйти. У меня и без Говарда Билла полно проблем. Ребята, вы поставили меня против Тони Орландо... снимите Говарда Билла с эфира!».


Как коммунисты могли так быстро и легко потерять свое идеальное, по факту разменяв его на телерейтинги? Как на месте пламенной идеологии оказалась только коммунистическая маска, под которой постмодернистская пустота, размывающая все границы между коммунистам, либералами, консерваторами и т.д.?
Отчасти ответ содержится в заявлении Лорин Хоббс, которое она сделала еще до знакомства с телепродюссером: «Коммунистическая партия считает, что сейчас самое необходимое - это объединение революционно-радикального и демократического движения в объединенный фронт.»
Эта формула американской коммунистки вам ничего не напоминает?

Другой проект Дайаны Кристенсен - мыльная опера «Лесбиянки: История женщины, безнадежно влюбленной в любовницу своего мужа».

В конце концов телепродюссер проламывает все преграды и приходит к успеху, все ее задумки реализованы и успешны, она становится вице-президентом и все, ВСЕ, прежде всего американский народ, принимают ее успех и аплодируют.


Одним из аплодирующих Дайане стал президент телеканала, изначально выступавший против ее начинаний и называющий их «борделем».

Почему это произошло? Почему американское общество (от десятков миллионов телезрителей до крупнейших СМИ и акционеров телесети) так легко впустили в себя постмодернистский вирус? Это нельзя объяснить одной лишь склонностью людей к низу, так как:
Во-первых, человек к этому не сводится.
Во-вторых, проект Модерн основан на том, что человек зол и его нужно сковать законом и этикой (см. «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера). Т.е. у Модерна есть свои способы противодействия низу, но он очевидным образом очень легко сдался постмодернистскому вирусу.

Да, Дайана Кристенсен талантливый и очень пробивной телепродюссер, но если бы другие люди вели себя иначе, то ничего бы у нее не вышло.
Кто первым сформулировал концепцию постмодернистского ТВ, апеллирующего к человеческому низу? Старшее поколение классической западной журналистики в лице Макса Шумахера и Говарда Била.
Кто не сказал нет идее шоу «пророка Говарда Билла»? Макс Шумахер и Говард Бил.
Кто заявил, что в жизни нет никакого смысла, что жизнь - это «чушь»? Говард Бил.

Частичный ответ на вопрос «почему все это произошло?» дает в своем телепроповеди Говард Бил.


«Потому что вы и остальные 62 миллиона американцев сейчас слушаете меня. Потому что менее 3% из вас читает книги. Потому что менее 15% из вас читает газеты. Потому что для вас истина то, что вы видите по телевизору. Сейчас существует целое поколение, которое никогда не знало ничего, кроме телевизора. Телевидение - это Евангелие, первичное откровение. Телевидение может создавать и убирать президентов, римских пап, премьер-министров. Телевидение - самое ужасная, проклятая сила, во всем безбожном мире. И горе нам, если она попадет в руки плохих людей.»
Но это только часть правды, да телевидение - это страшное оружие, но нельзя сводить все только к инструментам. Ведь Макс и Говард (шоу было в их руках) в принципе неплохие люди, а постмодерн все равно победил. Фундаментальная причина - это остывание проекта Модерн, которое в 70-е года уже стало совсем очевидным.

На фоне всех этих событий между Максом Шумахером и Дайаной Кристенсен завязывается роман. Символичная сцена - Дайана весь день, от встречи с Максом до финала постельной сцены, говорит только о работе.

Ключевым в этой сюжетной линии является следующий диалог:
Макс: «Я хочу, чтобы ты любила меня. Я хочу, чтобы ты любила мои сомнения. Ты понимаешь?»
Дайана: «Я не знаю, как это сделать.»

Это очень показательно, нельзя быть винтиком отменяющего любые смыслы и подлинность вообще постмодернистского катка и уметь по настоящему любить.
На первом свидании Дайана говорила: «Все что я хочу от жизни - это высокий рейтинг, вот и все.»

Наконец, роман кончается следующим напутствием от Макса: «Я больше волнуюсь за тебя, ты не пьяница, так что есть еще год иди два, прежде чем ты сломаешься или выпрыгнешь из своего кабинета на 14 этаже.»

В одном из своих шоу Говард Бил сорвал важную сделку, по продаже телесети, что привело к его встречи с владельцем телесети, который произнес следующий монолог.


«Вы старый человек, мыслящий категорий наций и народов. Но наций нет, нет народов, нет русских, нет арабов, нет стран третьего мира, нет Запада. Есть только одна целостная система систем, одно широкое и постоянное, переплетенное, взаимодействующее множественное, мультинациональное доминирование долларов...
Сегодня это атомарная, субатомарная и галактическая структура вещей. И вы связались с первородными силами природы. И вы поплатитесь за это, я понятно объясняю, мистер Бил?
Америки нет, демократии нет, есть только IBM, TNT... и Exnon, сегодня они являются нациями мира.
Мы больше не живем в мире наций и идеологий, мер стал колледжем корпораций, управляемый непреложными законами бизнеса. Мир - это бизнес.»

Отменив на птичьем постмодернистском языке все основы Модерна и человека вообще, хозяин телесети зарядил Говарда Билла своей идей «корпорация-кратии». Это стало началом конца шоу «пророка Говарда Билла», телезрители не приняли идеи «корпорация-кратии».
Параллельно с этим, жанр «телемиссии» - становится нормой для ТВ, другие телесети запускают своих «телемиссий».


Медиа впитали в себя постмодернистское варево, заваренное в шоу «пророка Говарда Билла».

Лучшим вариантом для телесети становится увольнение Говарда Билла, но хозяин сети не дает этого сети, для него пропаганда «корпорация-кратии» становится важнее рейтинга.
И менеджмент телесети решает убить Говарда Билл.


Даже из убийства Дайана делает шоу - Говарда Билла в прямом эфире убивают преступники «Вселенской освободительной армии».


Фильм кончается закадровой фразой: «Это была история Говарда Билла - первого человека, убитого из-за низкого рейтинга».

Колокол фильма «Телесеть» звонил в 1976 году только по «старой, доброй Америке»? Это никак не коснулось нас? Выпестованные первой Перестройкой российские журналисты, постоянно называющие себя западниками и во всем апеллирующие к Западу, как к высшей инстанции, в итоге что построили? Какие медиа они предложили народу?

В начале фильма «Телесеть» Президент Форд заявил: «Американцы - хорошие люди, демократы, независимые, республиканцы и другие. Ни при каких обстоятельствах я, и надеюсь никто другой, не капитулирует перед теми, кто хочет уничтожить все хорошее в Америке.»

Мы можем сегодня сказать, что наши медиа «не капитулировали перед теми, кто хочет уничтожить все хорошее в Америке России»?

Пятничное кино

Previous post Next post
Up