Одному учёному принадлежит удачное сравнение тела, организма со скафандром в котором находится душа. Этот скафандр, оболочка предохраняет нас от прямого воздейсвия на наше сознание другого мира, контакта с тем миром, который находится за пределами восприятия. "Ризы кожанные, по объяснению Святых Отцов, означают нашу грубую плоть, которая при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настоящую свою дебелость с полезными для нас последствиями, мы сделались неспособными к чувственному видению духов в область которых ниспали"[1] Естественно, понятно о каких "духах" пишет Свт.Игнатий Кавказский, о тех, которых лучше не видеть. Существует предел, который нельзя переступать, существует та линия, которую нельзя переходить и тот путь на который лучше не становиться. "Человеки делаются способными видеть духов при некотором изменении чувств, которое совершается неприметным и необъяснимым для человека образом. Он только замечает в себе, что стал видеть то, чего доселе не видел, и не видят другие, - слышать то, чего доселе не слышал" [2]
Такие практики, употребляю несколько научно, как пост(голодание, рдт), бдение(депривация сна), правильное, осознанное дыхание в сочетании с разными видами физических стрессов,концентрация, вводят человека в такое изменённое состояние чувств. Чувства обоняния, осязания, зрения, слуха самым необычным образом утончаются, обостряются, становятся более сенсорными , чем были до этого, более глубокими. В случаях длительного , запредельного психофизического стресса, добровольно выдерживать который способны немногие, полностью, чувства становятся еще более глубокими и как следствие отверзаются врата восприятия. Это приводит к опр последствиям. Это виденье недуховно, это виденье не необходимо. Представляет собой "Низшую ступень видений составляют те видения, зрителем которых делается человек от неядения, бдения и других измождений плоти; до этих видений достигают не только люди подвижнической жизни, но и многие порочные пришедшие каким-нибудь образом в измождение плоти. Телесные чувства их достигают какой-то особенной тонкости, и они начинают видеть духов, слышать гласы, обонять благоухания и зловония. Это состояние опасно, и многие, пришедши в него, впали в прелесть.
При состоянии, в котором изменёнными или утончёнными чувствами подвижник слышит гласы, обоняет благоухание, видит явления, диавол очень легко может подменить Истину чем-либо своим, придав этому своему личину Истины, и неисцельно повредить душу неопытного и юного подвижника"[3]
1.Свт. Игнатий Брянчанинов. ПСТ.М.2000. Том.3.с.13
2. там же, с.15
3. Свт.Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни.Минск.2001.с.84-85