О сопротивлении помыслам

Oct 25, 2023 19:02

        Я есть то, что я думаю, мыслю значит существую, да, принятие правильного или ошибочного решения  определяет дальнейшие действия, длительные психические состояния и потом еще вдобавок стойкие индивидуальные особенности.
      Один комментарий:
"Обрати внимание, что прилог, сочетание, борьба и сосложение - это как бы четыре мысленные степени, или ступени, по которым душа, постепенно спускаясь вниз к вещественным предметам, ниспадает до совершения греха на деле, потому что от сосложения человек тотчас переходит к совершению греха на деле посредством тела. И если время, место и прочие обстоятельства благоприятствуют, то душа тотчас, как только совершится сосложение, устремляется и к совершению греха, как мы сказали. И поэтому божественный Иоанн Постник приводит в своих правилах только эти четыре степени, потому что, как правило, достаточно только их, чтобы низвергнуть душу в совершение греха посредством тела.

Однако, если возникнет препятствие к осуществлению греха на деле, в душе появляются еще два других вида мысленного зла, один из которых называется пленением, а другой - страстью. Пленение, согласно св. Иоанну Лествичнику (Слово 15), есть некое насильственное и невольное увлечение сердца злым помыслом и продолжительное собеседование с ним (Ibid.). Это пленение и порабощение ума уничтожает доброе устроение души. Пленение судят иначе, когда оно случится во время молитвы (т. е., вероятно, менее строго, потому что душа тогда находится в духовном делании и не бездействует); и иначе, когда случится в другое время (т. е. более строго). Иначе пленение ума судят, когда оно бывает по отношению к предметам средним, или суетным, - не хорошим и не плохим; иначе, когда оно бывает по отношению к предметам дурным и злым (Слово 15) (Ioan. Climac. 15. 73 // PG 88, 897А.). А страсть, согласно тому же Иоанну, - это тот дурной помысел, который гнездится в душе долгое время и от продолжительной привычки заставляет душу свыкнуться с ним, так что от этой привычки душа стремится к нему сама, по собственному произволению, а не насильно (там же) (Ibid.). Страсть, говорит Лествичник, либо врачуется соразмерным, т. е. долговременным, покаянием, либо, если не будет уврачевана покаянием, подвергнется наказанию в будущем (Ibid. // PG 88, 897В.) (читатель, обрати внимание на эти слова и всегда держи их в памяти). Св. Марк Подвижник также говорит, что страсть - это некое обращение и склонность ума к вредному, которая утвердилась в душе и с трудом уничтожается. Две эти степени, пленение и страсть, судя по всему, составляют мысленный грех, возникающий вслед за сосложением, о чем упоминает божественный Максим (Maximus Conf. De carit. II, 31 // PG 90, 993C.).

Кто бесстрастно встретил самый корень и начало помыслов, т. е. прилог, тот, согласно Лествичнику, разом отсек и умертвил все прочие побеги (Ioan. Climac. 15. 73 // PG 88, 897B.). Ко всему этому Лествичник добавляет еще одно: так называемый набег мысли, во время которого душа без замедления, без прилога, но от одного лишь взгляда на некий предмет, от одного слышания какой-либо песни, от одного прикосновения руки мгновенно может любодействовать страстно, а от этой страсти происходит уже совершение греха (Ibid. // PG 88, 897B-C.). Поэтому Вриенний и говорит, что постыдное дело - это само действие страсти (О Троице. Слово 15). Обрати внимание на то, что эти четыре степени - прилог, сочетание, борьба и сосложение - рассматриваются или подвергаются наказанию не только в отношении плотских грехов, но также и в отношении убийства, воровства, сребролюбия, гордости и всех прочих грехов. А божественный Постник говорит о них только на примере плотских грехов, чтобы мы лучше поняли это учение на примере грехов более грубых."(с)https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/pidalion-pravila-pravoslavnoj-tserkvi-s-tolkovanijami-tom-4-pravila-svjatyh-ottsov/13#note353

страсти, личное, практическая аскетика

Previous post Next post
Up