Nov 20, 2022 18:52
В православной аскетике прелесть - это форма духовного пленения, самообмана, иллюзии, вытекающая из корневых страстей (гордость,тщеславие,чревоугодие) которая может сопровождаться различными искушениями, событиями и даже мистическими явлениями, галлюцинациями, эйфорией или наоборот фобиями, депрессивными состояниями, агрессией на фоне помрачения мышления и восприятия внутреннего и внешнего мира.
Обычное, так называемое нормальное состояние психики, сознания среднестатистическое существование это уже прелесть в широком смысле этого слова.«Прелесть - есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину. Прелесть есть повреждение человеческого существа ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною».
Но прелести мыслителя, политика или религиозного деятеля, сектанта или прихожанина, подвижника могут отличаться по содержанию бреда.
Каждый страстный, греховный помысел или род деятельности имеет свою прелесть, целый «пакет» состояний влияющих на социальное, физическое, психическое, духовное, уровень бытия. Насколько свободен от господства страстных помыслов и вытекающих из них желаний, мечтаний, стремлений, действий, насколько сопротивляешься, настолько меньше состояния прелести и власти искушений. Субъективное, то есть внутреннее состояние определяет объективное, окружающее.
Как писал епископ Варнава (Беляев): «Страсть - это порок от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык (постоянное повторение) сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится».
Страсть - это греховное свойство, состояние ума, особенность, которая проявляется автоматически.
Например гордость (чувство собственной важности,особенности, ложное мнение о себе, своих достоинствах и недостатках), мечтательность (господство воображения над созерцанием и мышлением ,визуализирование и фантазирование),тщеславие (стремление быть значимым, зависимость от мнения окружающих), скрытое неверие, чревоугодие(опьянение неправильным употреблением пищи) еще больше усиливают состояние прелести, остальные пороки, плохие привычки и зависимости,закостенение в них и нерешительность. Просто удерживают зло , уменьшают возможности к работе над собой - и получается глубокая « прелесть», соблазненность и прельщенность плотским, вещественным, удовольствиями, чувственность. В крайнем случае ложные ведения, помрачение сознания, странности в поведении,экзальтацию, искушения это при неправильной, но интенсивной религиозной практике.
работа над собой,
прелесть