Необходимость для человека труда вообще.

Jan 25, 2015 00:20


"1. Труд есть установление Божественное. Как только появился на земле человек, так стал для него необходимым и труд4. До грехопадения он был не тягостен для человека, ибо сферой применения его был рай сладости (Быт. 2, 15), а после изгнания из рая - сделался проклятием (Быт. 3, 17-19), тяготеющим над родом человеческим и доныне. Таким он и останется до тех пор, пока - после Страшного Суда - не будет наконец нового неба и новой земли, в них-же правда живет (2 Пет. 3, 13), и где ни плача, ни вопля, ни болезни не будет ктому, яко первая мимоидоша (Откр. 21, 4). И никакие усилия человечества и культуры не в силах облегчить без Бога - машинным, социальным и идейным путем - жизнь человеку и внушить ему посредством софиз­мов, что физический труд на земле есть вещь прекрасная и что этот труд сам по себе составляет цель и назначение че­ловека. Божественный закон непреложен, и, как мы сейчас

видели, он говорит нам, что, наоборот, труд есть наказание, что маета эта временная и пользоваться им должно только как средством для спасения. И в этом смысле он необходим. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Это сказал не мирской какой-либо учитель или философ, но божест­венный апостол Павел, и надо прочесть эти слова в общей связи (в контексте), чтобы уразуметь все значение христи­анского взгляда на человеческий труд и надлежащий его смысл5 (2 Фес. 3,6-12).

2. Значение рукоделия для телесного здоровья. Тело нельзя презирать и убивать, как то делают некоторые ере­тики и в чем сластолюбивые люди обвиняют монахов, по­нимая их аскетизм по-своему. Апостол сказал: Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь (Еф. 5, 29). Заповедь Божия только не велит давать потачки телу, а заботиться в меру о нем - на­ша обязанность. Иначе, как говорит преп. Серафим Саров­ский6, «изнемогшу телу, и душа ослабевает». В таком случае на помощь приходит разумно поставленное рукоде­лие. Ибо праздность и страсти губят тело и расстраивают самое крепкое и железное здоровье.

Биограф Александра Македонского Квинт Курций (да­же слишком пристрастный к нему) говорит7, что «того, ко­го не могли сломить полчища персов, победили пороки -et quem arma persarum non fregerunt, vitia vicerunt» - и что для этого неутомимого и непобедимого полководца древне­го мира «отдых» представлял более труда, чем все тяготы боевой жизни, намекая на «intempestiva convivia, et per-potandi pervigilandique insana dulcedo, ludique et greges pelliicum»* (*беспрерывные пиры, нездоровые до утра попойки и увеселения с толпами распутниц (лат.) (Курций Квинт. История Алексан­дра Македонского. М., 1993). - Прим, составителя.)

Еще свидетельство - со стороны человека, пред кото­рым склоняется сей временный, земной мир:

«Даже животные, прекратившие свою трудовую жизнь, например собаки, домашние кошки, живущие на даровых хлебах, без обязательных занятий, вырождаются, и вес их мозга становится меньше веса мозга их диких сродников [по Дарвину]»8

3.   Душевное здравие не может создаться без помощи рукоделия. Еще важнее труд для нашего душевного здоро­вья. Душа наша, согласно святым отцам, «по преступлении заповеди, предалась прелести сластолюбия и самозакония, и возлюбила телесное, и некоторым образом стала как бы нечто единое с телом, и вся сделалась плотию, как сказано: не иматъ пребывати Дух Мой в человецех сих, зане суть плоть (Быт. 6, 3). И бедная душа как бы состраждет телу и соучаствует во всем, что делается с телом. Поэтому-то те­лесный труд приводит душу в смирение (т. е. в здравие. -Еп. Варнава). Ибо иное расположение души у человека здорового и иное у больного, иное у алчущего и иное у на­сытившегося... Итак, труд смиряет тело, а когда тело смиря­ется, то вместе с ним смиряется и душа»9. А кто смиряется, тот спасается и исцелевает душою.

Рассматривая вопрос по отношению к каждой страсти в отдельности, можно видеть великую пользу рукоделия для уврачевания любой из них. Например, древние иноки пользовались рукоделием для побеждения сна, который в ночное время не давал им заниматься богомыслием10. Варсонофий Великий, Исаак Сирин, Серафим Саровский и другие отцы предлагают посильное рукоделие ради Бога, по послушанию, как одно из средств для преодоления беса уныния11. Ангел в видении указал Антонию Великому на рукоделие как на средство против рассеяния утомившегося на молитве ума12. Святые отцы для сего выбирали занятия, которые можно делать машинально, механически, напри­мер плетение корзинок, веревок, циновок (ср. вязание чу­лок дивеевскими блаженными). Таким образом, и ум после напряженной молитвы на правиле отдыхает, и молитвенное делание совсем не прекращается, потому что подобное ру­коделие позволяет упражняться тайно в сердце Иисусовой или какой-либо иной краткой молитве. Да если человек и не стяжал еще умно-сердечной непрестанной молитвы, то до­статочно для него и того, что за работой ему срамные и не­чистые мысли в голову не лезут."
  епископ Варнава(Беляев), Основы искусства святости,том 3.

труд, трудотерапия, кризис современного мира, епископ Варнава (Беляев), пассионарная активность

Previous post Next post
Up