Что такое мир?

Jan 24, 2015 23:34

  Нельзя забываться, нужно всегда сохранять в сознании то,  в каком окружении и посреди какого места находишься:

«Мир есть блудница, которая взираю­щих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе. И кем, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И ког­да мир совлечет с человека все и в день смерти вынесет его из дому его, тогда уз­нает человек, что мир подлинно льстец и обманщик»1.

Это сказал великим подвигом освобо­дившийся из-под власти мира св. Исаак Сирин.

Если от этого образного выражения об­ратимся к конкретным чертам, которыми характеризуется мир и мирская жизнь в Священном Писании, то мы увидим, что чуть ли не первые попавшиеся библей­ские тексты на эту тему рисуют страш­ную картину.

У мира есть свой князь - сатана (Ин. 12, 31; 14,30; 16, 11).

Мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19). Все, что в мире, есть «похоть плоти, по­хоть очей и гордость житейская», и оно - не от Бога, конечно (1 Ин. 2, 16). «Мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 19). Дружба с миром есть вражда против Бо­га (Иак. 4, 4). В мире - дух антихристов (1 Ин. 4, 3).

Духа истины, который составляет жизнь человека, не может вместить мир (Ин. 14, 17). Следовательно, в послед­нем царствует смерть (Рим. 5, 12-14; 8, 6; 2 Кор. 7, 10).

Нужно ли прибавлять, что любить мир не следует (1 Ин. 2, 15)?..

Итак, в объективном отношении, со стороны своего внешнего бытия, как воспринимаемый факт, мир есть апо­калиптическая вавилонская «любодейца, сидящая на водах многих», то есть на людях и народах, племенах и языках, -

образ, который заимствовал в своем изречении святой Исаак Сирин (Откр. 17, 1, 5, 6, 15). Она - «мать блудни­цам и мерзостям земным», упоенная кровью святых и кро­вью всех страдающих от начала мира за имя Христово. Мир, или - по научной терминологии - культура, есть царство диавола, основанное последним в противополо­жение Царству Христову - св. Церкви. Чтобы успех был прочнее, а соблазн сильнее, сатана устроил свое царство внешне во всем подобным Христову (и во всем тому про­тивоположным внутренне). Иисус Христос утвердил Свое Царство в соответствии с небесными задачами, сатана свое - с земными; Господь дал догматы, в которые заповедует верить, - сатана указал людям на научные законы, кото­рые подущает изучать (и считать более достоверными и основательными); Господь дал таинства, сатана - магию; Господь установил богослужение - с храмами и священ­нослужителями, сатана - театр с артистами и оперными певцами («певчими»).

Кратко сказать, вся культурная и общественная жизнь, во всех мельчайших подробностях, есть вывороченное на­изнанку, представленное навыворот христианство. Сами гонители его не могут устроить жизнь свою независимо от христианства, устроить так, чтобы она ни в чем не совпада­ла с ним и была бы новой, оригинальной. Лучшим средст­вом доказать свое превосходство было бы замолчать хрис­тианство, презреть, подавить его своим «величием». Но нет, они этого не могут сделать, они могут только жалко копировать его, поступая во всем наоборот - из чувства протеста и ненависти. Однако этот-то протест и доказыва­ет немощность культуры*, (*Понятие «культура» (как и понятие «мир») охватывает не толь­ко страсти, но и политику, объединяющую людей вокруг идеала всеобщего счастья, земной и плотской жизни без Бога и Христа.) бедноту ее идейного содержа­ния, нищенство ее духа. Говорят о случайном происхожде­нии христианства и о незначительности его роли (как и любой религии) в истории, но то, что культура представ­ляет собой карикатурное отображение (словно в кривом зеркале) божественных установлений в демоническом ук­ладе жизни и духа человека, - что я и стараюсь показать в своей книге, - это-то самое и говорит за величие христи­анства и незыблемость, богоучрежденность религии. <...>
     епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости, том 3.

обмирщение, мир, епископ Варнава (Беляев)

Previous post Next post
Up