Несмотря на полную тумана предыдущую запись в моем удобном, я надеюсь, внимательные читатели уже догадались, что на ноябрьские праздники меня занесло в Страсбург. Крытые мосты, дамбу Вобана и дом Кожевников я вам уже показал, теперь предлагаю закончить с районом Маленькой Франции и дойти до Страсбургского собора, по пути продираясь сквозь многочисленные местные красоты и достопримечательности.
Сначала немного письменных знаков на увлекательную тему, как я готовился к поездке. Понимаю и прощаю читателей, которые зашли просто взглянуть на картинки, поэтому прячу буквы под помеху спойлер.
[Надавите, дабы прочитать] Паспорт В октябре меня поджидала драма в виде закончившегося заграна. Свой старый я получал пять лет назад в Твери и процесс мне тогда весьма не понравился. Какие-то невнятные требования, огромные очереди, хамящие тетки, в общем, весь обычный ад советского учреждения. Поэтому в этот раз я, как мог, оттягивал получение нового документа, но в какой-то момент жажда путешествий пересилила мою социофобию. Я был полон скептицизма, но все-таки зарегистрировался на госуслугах... и через две недели получил новый паспорт безо всякого геморроя. Я ни разу не стоял в очереди, девушки в МФЦ были сама любезность, всю информацию о требуемых документах можно было найти на сайте. Блин, это праздник просто, прогресс за пять лет колоссальный.
Виза Тут было совсем просто, два прошлых годовых французских шенгена, как бы намекали, что надо снова идти той же дорогой. И французы не подвели. Когда я открыл паспорт, я сначала ничего не понял, что за 19-й год, ошибка? И только спустя минуту до меня дошло, что мне дали пятилетнюю (5!!) визу. На самом деле это мелочи, но из разряда приятных. Мелочи, потому что, как и с паспортом, в последнее время с визами никаких проблем нет. Благодаря визовым центрам процесс максимально упростился. С ужасом вспоминаю, как раньше приходилось занимать очередь в пять утра, мерзких финнов в консульстве и прочие тяготы. Я к тому, что снова прогресс, жить-то в Москве становится все лучше и лучше.
Выбор места После шикарной поездки в Баварию я решил повторить формат велопутешествия. Итак, хотелось Европы, тепла и солнца, хороших велодорожек, дешевых билетов, простой визы. Мне очень понравилось у немцев, но напрягала их недобрая к русским визовая политика. Я фанат Италии, но с велоструктурой там все печально. Вариант с Испанией был заманчив, но я в ней плохо ориентируюсь, а времени на подготовку до ноябрьских оставалось совсем мало. Значит Франция. Но куда? Бретань - мечта, но уже холодно. Замки Луары - избито, я их все видел в ру_тревел по сто раз. Прованс - тепло, но не мое. Так, а что это за Лангедок на море по соседству с Провансом?
Так родился первый план - доехать из Тулузы до Монпелье на велике вдоль Южного канала. Но тут начались трудности с билетами. В Тулузе есть свой аэропорт и дешевле всего туда долететь из Москва с пересадкой в Амстердаме. Но вот по времени удобных билетов не было. Когда у тебя всего пять дней, терять два дня из них на дорогу - это преступное расточительство. Да, и признаться, кроме замка Каркасон другие пункты маршрута по Лангедокскому каналу не вызывали у меня обильного слюноотделения: Тулуза, Безье, Монпелье, не сказать, чтобы такие прямо шикарные места (конечно, там же нет фахверка).
А что если не привязываться к южным регионам Франции? И тут я вспомнил, что когда я восторгался фахверком в Руане и в Баварии, многие в комментариях советовали посетить Страсбург и окрестности. И тут, опа, и все пошло прямо, как по маслу. Сразу же нашлись дешевые и удобные билеты до Страсбурга через Франкфурт. Страсбург оказался самым велосипедным городом во Франции. Погода в Эльзасе ожидалась не по ноябрьски теплая до +20. Ну, а фахверк, о-хо-хо, тут его было явно больше, чем я успевал осмотреть за четыре дня.
Почти сразу я раскопал, что через весь Эльзас проходит Винная дорога. Теперь стало совсем все просто, беру велик в Страсбурге и по Винной дороге еду до Кольмара. По дороге заезжаю в самые прекрасные городки и деревни Эльзаса: Оберне, Селеста, Риквир, Рибовиль, Барр, Кайзерсберг, Андлау, Эгисхайм, Домбах-ла-Виль, замок Высокий Кенигсбург и другие. И непременно дегустирую вино, в каждой деревне и в каждом винограднике, да!
Маршрут по Эльзасу Я стал искать отчеты по похожим велопутешествиям по Эльзасу... и не нашел. Более-менее совпадал с моим маршрут у девчонок, но они прошли Винную дорогу пешком(!). Герои, конечно, но я предпочитаю велик, как-то на нем быстрее получается. Пришлось долго думать самому, мерить расстояния, изучать дороги и подъемы, раскидывать красоты по дням. В итоге получился такой маршрут по Винной дороге, это только основные точки, по дороге я планировал заезжать во все промежуточные городки. 01 ноября: Страсбург, затем на велике до Оберне, ночевка в Оберне. 02 ноября: Оберне, на велике до Селесты, на автобусе до замка Кенигсбург и обратно, прогулка по Селесте, на велике до Кольмара 03 ноября: из Кольмара на велике до Риквира, потом до Рибовиля и обратно в Кольмар 04 ноября: Кольмар, возможно Кайзерсберг и Эгисхайм на велике, потом на поезде обратно в Страсбург
План я тщательно продумал. Но все равно выглядело это легким безумием. Каждый день подъем в 6 утра, в 7 утра выход. На все города, кроме Кольмара и Страсбурга отводился час-два. Вместо обеда быстрый перекус и т.п. Но видимо провинциальная Франция не терпит такого насилия и суеты. 1-го ноября в Страсбурге ВСЕ прокаты велосипедов, которые я с таким трудом разыскал по буржуйским форумам и блогам, оказались внезапно закрыты. А разгадка была в том, что это праздничный день Всех Святых. В этот день французы отправляются на кладбище почтить умерших родственников, какие уж тут велики. Было очень жаль сил и времени, потраченных на планирование маршрута, да, что уж там пару часов у меня была просто драма. Но на этот случай был готов запасной план. Вместо велика между городами предполагалось передвигаться поездами, а до отдельных деревень автобусами. Кроме того, был вариант взять велики уже в Кольмаре, там я тоже выписал несколько точек по прокату.
В итоге, по факту получился следующий маршрут: 01 ноября: Страсбург, затем на поезде до Оберне, ночевка в Оберне. 02 ноября: прогулка по Оберне, на поезде до Селесты, на автобусе до замка Кенигсбург и обратно, прогулка по Селесте, на поезде до Кольмара 03 ноября: взяли таки велик в Кольмаре, из Кольмара на велике до Риквира, потом до Рибовиля и обратно в Кольмар 04 ноября: шлялись по Кольмару, потом на поезде обратно в Страсбург Конечно, при этом выпали промежуточные пункты типа живописной деревни Андлау и т.п. Но практика показала, что мой первый план был не осуществим. Даже с поездами с учетом короткого ноябрьского дня времени на каждый город было очень мало, при этом сил уходило изрядно, в конце каждого дня мы с товарищем еле волочили ноги. Если бы еще и на велике, то мы точно упоролись и убились бы по полной программе.
Спутники Я прекрасно понимаю, что мой жесткий формат поездок мало кому комфортен и интересен. И хотя иногда подпускаю яда в свои отчеты, а-ля мои спутники "час гуляли и три часа выбирали магнитик", но все-таки отношусь с пониманием, что темп и насыщенность в совместных поездках сильно падает, зато вместе веселее. Но в прошлом году я сделал открытие, что мне отлично и совсем нескучно путешествовать в одиночестве. Я стал практиковать подобный формат поездок и с каждым разом мне все больше нравилось. Вот и в эту поездку я планировал маршрут под себя. Но внезапно, буквально за три дня до отъезда ко мне присоединился товарищ Диман, в 2011 г. мы с ним ездили на Бали. Я описал ему жесткий график поездки, предупредил, что буду по полной упарываться по достопримечательностям и не слезать с велика. Но все это его не испугало. И вы знаете, мне понравилось. Все-таки, если найти человека с такой же, как у меня скоростью, выносливостью и интересами, то оказывается, можно вполне продуктивно ездить и в компании. Главное было регулярно кормить товарища, на этом терялся лишний час, но зато я сам не отощал за поездку, как обычно, да и кухня Эльзаса - это отдельная достопримечательность, так что время за столом никак нельзя было считать потерянным.
Впечатления от Эльзаса Эльзас - он офигенный, пацаны. Тот редкий случай, когда ожидания и реальность совпали на сто процентов. Я ехал туда, чтобы охотиться на фахверк, и я добыл его столько, что даже, пожалуй, на некоторое время пресытился им. В следующий раз выберу какую-нибудь другую основную темы для поездки. Первый раз за все свои путешествия я решил полностью погрузиться в местную кухню. Все четыре дня я ел только эльзаские блюда и десерты и пил исключительно местные вина. Хотя нет, один раз согрешил и взял луковый суп. Уж очень захотелось первого. Я к тому, что здесь очень богатая местная кухня и хотя не все мне понравилось, но это разнообразие тоже в плюс региону. В общем, красиво и вкусно. В плане дружелюбия, Эльзас чуть проигрывает Баварии, которая у меня пока на первом месте. Но при этом выигрывает у других регионов Франции, в которых я побывал. Впрочем, это все очень субъективно. Главный вывод, что за четыре месяца, прошедшие с моей последней поездки в Европу, отношение к русским никак не испортилось. Кстати, наших туристов тут очень мало. Я знаю, что некоторым важно, чтобы почувствовать себя за границей, вокруг не должно быть много соотечественников. Так вот, Эльзас для этого вполне подходит. Но вот других туристов тут навалом. Для любителей нетуристических мест Эльзас не подходит, спрятаться даже в маленькой деревеньке от засилья китайских магнитиков и процессий немецких пенсионеров даже в несезонный ноябрь будет проблематично. Опять-таки, для нетолерантных личностей, у кого аллергия на мигрантов, то в Эльзасе (включая столичный Страсбург) их почти нет, даже в северной суровой Нормандии на глаз афрофранцузов и афроарабов было гораздо больше, я уж молчу про Париж или Марсель. С общественным траспортом проблем никаких не было, даже автобусы ходили строго по расписанию. Эльзас - самый маленький регион Франции, так что расстояния тут небольшие, от Кольмара до Страсбурга всего-то полчаса на поезде, а между ними столько еще интересных городов. Тоже идет в плюс Эльзасу, т.к. экономится драгоценное время на переездах.
Как добраться до Страсбурга Как ни странно, ответ не так уж и очевиден. Я купил билеты из Москвы Люфтганзой через Франкфурт. Как-то мне сразу показалось странным, что перелет Франкфурт - Страсбург занимает два с половиной часа. Наверно, какой-то неторопливый кукурузник летает, ОК. И только за пару дней до вылета я обнаружил, что второй сегмент - это автобус. Вот такой необычный рейс, автобус входит в общий билет, первый раз с таким столкнулся. Процесс выглядит следующим образом, по прилету во Франкфурт надо получить багаж, затем зарегистрироваться на автобус в одном из автоматов Люфтганзы. Автобус отходит от Терминала 1 выходы B4-B5, этаж прилета. Обычно его подают минут за десять-пятнадцать до отправления, так что сильно заранее нет смысла приходить, а вот опаздывать не стоит, уходит он точно по расписанию. Очень удобно, что автобус приходит в Страсбург на жд вокзал, т.е. практически в центр города. Обратно из Страсбурга во Франкфурт все еще проще, регистрация на автобус НЕ требуется, если вы купили билет, то уже будете у водителя автобуса в списках. Место отправления угол жд вокзала в Страсбурге, прибытие прямо в аэропорт Франкфурта. А там уже надо будет пройти регистрацию на рейс до Москвы и сдать багаж.
По традиции выкладываю ссылку на карту достопримечательностей Страсбурга. Маршрут, который описан в этой части, отмечен оранжевой линией:
Ну что же, теперь все формальности соблюдены, пора начинать променад.
К девяти утра туман стал рассеиваться, а я как раз добрался до шлюзов в Маленькой Франции. Дорогу теперь было видно нормально, и я не рисковал свалиться в Илль с Фазаньего мостика и уплыть, как ежик в тумане в сторону дамбы Вобана.
В это месте на реке Илль самый большой перепад высот. Поэтому со времен основания Страсбурга тут находились мельницы и прочие приспособления ленивого человечества, которое пыталось вместо себя заставить работать реку. Последнее, что придумали французы, это сделать на этом месте завод по производству льда. К сожалению, изобретение морозильника подкосило данный нехитрый бизнес. И теперь тут шикарный отель, его постояльцы могут спуститься в подвал и насладиться аутентичным видом турбин и холодильной установки начала двадцатого века.
Шлюзы производят впечатление не самых надежных строений. Вода сочится из всех щелей, затворы полугнилые, в общем, очень красиво.
В Маленькой Франции красота прет из всех щелей. Через каждые пару метров открывается очередной картиночный вид. Дом Кожевников я уже выкладывал в первой части отчета, но, извините, придется еще раз это сделать. Из поездки по Эльзасу я вынес убеждение, что кожевники в средние века были весьма хитрожопы и селились в самых живописных местах города. Их кварталы обычно самые интересные и прекрасные. Сами ремесленники обосновывали это тем, что им надо много воды для выделки кож, а т.к. сырые шкуры воняют не слишком приятно, то после того, как в дом у реки заселялся один кожемяка, то остальные жители быстро распродавали свои квартиры и валили в другой район. Так мафия кожевников получала самые лакомые кусочки недвижимости.
Ресторанчик "У моста св. Мартина" в доме с тремя террасами есть на фоточках у каждого туриста, побывавшего в Страсбурге.
Вокруг степень ми-ми-ми просто зашкаливает. Даже не хочется верить, что название Маленькая Франция квартал получил из-за... сифилиса. Здесь был расположен госпиталь, в котором лечили эту с точки зрения немцев "французскую" болезнь. Романтично, не правда ли?
На самом деле я всегда с сомнением отношусь к подобным городским легендам. Я кое-что читал по нашей истории, и поэтому знаю, что подобные истории и объяснения очень любили придумывать в 19 веке, да и в наше время тоже хватает любителей-краеведов, которые готовы слегка приукрасить действительность с помощью сомнительной по достоверности байки. Типичный пример, Рюриково городище в Новгороде, которое к Рюрику никакого отношения не имеет.
На крошечном пятачке Маленькой Франции я провел больше часа, в общем-то ради таких видов я сюда и ехал. А учитывая, что с утра туристов тут совсем не было (найдите на фотках человека), то хотелось выжать из этого места максимум визуального наслаждения.
Внушительное здание школы св. Фомы. Да, какая школа, прямо замок настоящий. На самом деле немцы его построили в начале двадцатого века. Так, я надеюсь все знают, что Страсбург был немецким городом, пока его в 1681 г не захватили французы? Через 200 лет немцы вернули столицу Эльзаса себе обратно. Но не надолго, после Первой Мировой Страсбург снова стал французским... пока его не аннексировал Гитлер в 1939 г. Последняя итерация этого пинг-понга закончилась в 1944 г. победой французов, ждем следующую серию?
На заднем плане виднеется церковь св. Фомы. В историю и путеводители попало благодаря Моцарту, которого угораздило поиграть на ее органе.
Гугл перевел название отеля, как "Золотой защитный колпачок".
Что приятно, в Маленькой Франции интересна не только одна набережная реки Илль, если углубиться в улочки ведущие от реки, там будут виды ничуть не хуже.
Покружил я по району и опять вышел к набережной у дома Кожевников.
Завлекают японцев, подумал я, и действительно, вечером, когда я проходил мимо кафешки за столиками сидели исключительно азиаты.
Церковь св. Николая - покровителя детей, учеников и почему-то матросов.
Туман все еще держался, шпиля собора пока не было видно.
Огромное здание Старой Таможни. Суда с товарами причаливали прямо к зданию.
Порошок Туман уходи!
Симпатичное здание с башенкой - это бывшая скотобойня. Сейчас тут больше не убивают коровок и барашков, а рассказывают туристам про историю Страсбурга.
Таможня очень готично смотрится, обожаю такие фасады.
От площади Ворона (place du Corbeau) можно попасть в интересный средневековый дворик. Сейчас его занимает отель, но при мне решетка на входе была открыта для всех желающих.
Тут очень тесно и толком не снять, но поверьте на слово, место интересное и историческое.
Под высоким каштаном установлена медная плита, на которой упоминаются все знаменитости, останавливавшиеся здесь. Среди них был и прусский король Фридрих Великий и король Польши Ян Казимир, Жан-Жак Руссо и Александр Дюма-отец, и многие-многие другие.
Площадь Ворона.
Вороний двор (Cour du Corbeau), как и прилегающий к нему Вороний мост, в Средние века были окружены мрачным ореолом. Ведь на этой площади заседал суд, который выносил приговоры преступникам. Осужденных детоубийц, воров, грабителей, неверных жен отводили на мост, сажали в корзины, сплетенные из ивовых лоз, и опускали их в воду.
За менее тяжкие преступления (например, обман покупателей в лавках или разбавленное вино в трактирах) приговор был менее суров. Мошенников садили в железную клетку и выставляли напоказ на площади на несколько дней. Затем приговоренного отводили к берегу Или и сбрасывали в воду. Если же он сумел выплыть и добраться до противоположного берега, ему разрешалось спокойно покинуть Страсбург.
По поводу новодельности. Да, весь этот квартал в окрестностях моста Ворона был уничтожен союзниками в 1944 г, так что та же таможня полностью восстановлена заново.
Музей Эльзаса оказался закрыт. Сам музей меня не слишком интересовал, но судя по картинкам там очень приятный внутренний средневековый дворик с деревянными балконами по периметру.
Время было почти десять, а еще не завтракал, хотя был с семи утра на ногах. Я засел на веранде в первой попавшейся на глаза кафешке с видом на мост Ворона. Я очень люблю сидеть в ресторанчиках на верандах или терассах, в случае Парижа могу пообедать и просто на стульчаке выставленном на тротуаре, все равно кайф. И мне очень понравилось в Страсбурге, что несмотря на ноябрь, все веранды работали. Да, и в прошлую поездку в Париж я наконец-то проникся французскими завтраками! Я перестал ворчать, а где же сосиски, а где же омлет, и даже стал получать от удовольствие от всех этих багетов и круассанов. Так что, когда официантка спросила , что я изволю на пти дежене, я с гневом отверг континентальный вариант и заказал завтрак по-парижски.
Я пробежался по всем своим картинкам из Страсбурга и вижу определенный перекос. По момим отчетам можно подумать, что в Страсбурге сплошной фахверк, а больше ничего и нет. На самом деле тут полно прекрасных улиц и площадей во всех архитектурных стилях.
Интересно, что апофеоз туристического ада в Страсбурге находится не в Маленькой Франции, а в окрестностях Соборной площади. Один из таких филиалов находится на соседней площади со странным названием площадь Рынка Молочных Поросят (Place du marché aux cochons de lait).
Нет, площадь очень клевая, но плотность сувенирных магазинов и ресторанов с эльзаской кухней тут просто зашкаливает. В десять утра туристов было еще не так много, а вот днем тут просто не протолкнуться даже в ноябре.
Вот я добрался и до Соборной площади.
Мне очень нравится запах жаренных каштанов, я их покупаю, а потом разочаровываюсь во вкусе и выкидываю. Снова ведусь на аромат, покупаю и не могу доесть. В этот раз решил сдержаться, чтобы не попасть снова в порочный каштановый круг.
Колонна для измерения живота у аптеки Оленя. Бюшмессер - измеритель живота служил для тестирования членов городского совета, раз в год их проверяли на толщину пуза, видимо, таким образом отсеивая слишком наглых коррупционеров, о чьем благосостоянии косвенно свидетельствовал шубохранилище огромный мамон.
Вторая достопримечательность Соборной площади Страсбурга - это шедевральный фахверковый дом Каммерцеля. Пожалуй, один из самых красивых фахверковых домов в мире. Отличный, подробный текст с описанием дома по ссылке: http://www.mishanita.ru/2010/01/25/2936/
Ну, и, конечно, Страсбургский собор.
Я не дерзну дальше описывать собор словами или что-то еще копипастить из википедии. Желающим ознакомиться с историей собора рекомендую вот эту ссылку: http://www.mishanita.ru/2010/01/25/2936/
Страсбургский собор Нотр-Дам (Собор Страсбургской Богоматери, кафедральный собор Страсбурга) - один из крупнейших готических соборов в истории европейской архитектуры. С 1647 по 1874 год Страсбургский собор был самым высоким зданием в мире (потом его обогнала церковь Св. Николая в Гамбурге, а также соборы в Ульме и Кёльне). Высота башни собора со шпилем составляет 142 м (на сегодняшний день это самый высокий собор Франции после 151-метрового Руанского). Масштабы собора изумляют, но не подавляют из-за готической легкости конструкции и тысяч скульптур на фасаде. Собор как будто взлетает. Неслучайно храм называют парящим розовым ангелом. Снаружи здание кажется отделанным кружевом, сплетенным из красновато-коричневого песчаника.
Нотр-Дам категорически не желает влезать в объектив.
Фахверковый дом слева - это аптека Оленя, самая старая аптека Франции, на минуточку. Кроме измерителя живота она также интересна своими интерьерами, рекомендую зайти внутрь. И еще раз отошлю любознательных читателей за подробностями на сайт Мишаниты: http://www.mishanita.ru/2010/02/20/3604/
Я видел знаменитых конкурентов Нотр-Дама Страсбурга в Париже, Руане и Шартре. Но все-таки именно Страсбургский собор произвел на меня самое сильное впечатление.
Здесь я пока прервусь, а в следующей серии продолжу про собор и про Страсбург.
Ссылки на все мои отчеты по Франции
Эльзас ноябрь 2014 г: 1. Страсбург: туман в Маленькой Франции 2. Страсбург: от Маленькой Франции до Собора 3. Оберне 4. Высокий Кенигсбург 5. Селеста 6. Риквир 7. Рибовиль 8. Кольмар