Немного карцинологической токсикологии...

Aug 29, 2015 17:29



Крабиков тоже очень люблю. По количеству отдаваемой любви они с переменным успехом могут соперничать разве что с птичками (с женой, увы, им пока сложно тягаться :). Тем не менее все очень серьезно. О крабах можно рассказывать бесконечно долго, много и разного, однако сперва речь пойдет об одном очень конкретном, но относительно малоизвестном свойстве этих беспозвоночных - об их ядовитости. Повод появился неожиданно - не так давно мне довелось лично столкнуться с этим феноменом.

Страшная история о мучениях автора в плену карцинотоксинов могла бы стать достойным украшением этого поста, но к счастью, автор был заранее осведомлен о возможных печальных последствиях, а по сему достаточно осмотрителен. Так что, увы, трэша не будет.
Рассказ берет свое начало на крошечном и ничем не примечательном каменистом пляже у крайней западной оконечности острова Панган, что в Сиамском заливе.
Вот здесь.



Я уже было заскучал, не находя ничего интересного на мелководье, как вдруг среди камней появилось существо буквально «сделавшее» этот день. Таки да, это был краб. Но какой! Самец Atergatis floridus собственной персоной - замечательный представитель великого и ужасного семейства Xanthidae. Это самое крупное семейство крабов, к нему относится около 10 % всех видов. При этом семейство до ужаса однородное и сложное с точки зрения определения этих самых видов. Но самое главное, именно к этому семейству принадлежат практически все известные ядовитые крабы. И Atergatis floridus как раз из их числа.

Следует оговориться, что для ознакомления с ядовитыми свойствами такого краба нужно соблюсти как минимум одно условие - его нужно обязательно съесть, и неважно, будет ли он сырым или вареным. К счастью, никаким другим способом краб не может «поделиться» своей ядовитостью. Поэтому я радостно схватил товарища голыми руками и отфотографировал, как смог. Есть не стал.





Тем не менее, местное население многих тропических стран активно использует ксантид для употребления в пищу, в некоторых местах этих крабов даже можно свободно купить на рыбных рынках (например, здесь). И в большинстве случаев все обходится хорошо. Правда, не всегда. Зарегистрировано множество случаев отравлений, зачастую с летальным исходом.
В числе виновников этих трагедий фигурирует около десятка видов ксантид, из которых наиболее опасными считаются вот эти ребята:



К этой же группе относится и пойманный мной Atergatis floridus. Это так называемые яйца крабы первой категории, которые ядовиты всегда и везде. Для гарантированной смерти вполне достаточно скушать 1 г мяса этих видов (а крупные экземпляры L. pictor могут весить 100 г и более). У крабов второй категории ядовитость носит временный или непостоянный характер, то есть процесс их поедания по сути будет напоминать одну интересную гусарскую забаву. Ко второй категории помимо ксантид относятся представители и других семейств крабов (например, прибрежные морские Carpiliidae, Eriphiidae и полуназемные Gecarcinidae), а также одно семейство раков-отшельников (о нем в финале).

На текущий момент из крабьей плоти выделено три основных токсина; как водится, один другого страшнее. Самые страшные, это конечно же знаменитые нейротоксины - сакситоксин (STX), долгое время стоявший на передовых рубежах американской программы по разработке биологического оружия, и тетродотоксин (TTX), да-да, тот самый, из-за которого регулярно мрут не особо удачливые японские гурманы. Оба яда на порядок смертельнее цианида калия. Третий - палитоксин, действует уже на все типы клеток и считается вторым по токсичности веществом небелкового происхождения. Страх и ужас всех перечисленных субстанций заключается в блокировке ими белков натрий-калиевых каналов в мембранах наших клеток (особенно нервных) и нарушении электрического мембранного потенциала, образующегося вследствие направленного перемещения ионов Na+ и K+ через натрий-калиевые насосы. Выражается это все в параличе дыхательной мускулатуры, спазме коронарных сосудов, онемении отдельных частей тела, цианозе слизистых, коме, ну а дальше как повезет…

Трагизм и хитрожопость ситуации еще и в том, что в отличие от других ядовитых животных (медуз, конусов, скорпеновых рыб) сами крабы не умеют синтезировать ни один из этих токсинов. Зато у крабов очень хорошо получается накапливать их в ужасающих концентрациях и при этом чувствовать себя сухо и комфортно бодро и весело.
А реальные производители яда выглядят вот так:


Справедливости ради, следует заметить, что для полноценного ознакомления со всеми «прелестями» упомянутых организмов наличие крабов совершенно необязательно. Кораллы очень больно жалят сами по себе, бактерии Pseudoalteromonas живут в тканях печально известных тетраодонов-фугу и синекольчатых осьминогов, а разнообразные динофлагелляты являются главными организаторами «красных приливов» и связанного с ними феномена PSP - отравления паралитическими моллюсками.

Токсичность крабов была известна достаточно давно, а ее механизмы были вполне себе раскрыты еще в 70-80-х годах. Однако время продолжает преподносить сюрпризы. В 2010 году на Новой Каледонии в течение суток произошло сразу два случая пищевого отравления с летальным исходом. Виновником происшествия оказался уже не краб, а рак-отшельник, ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ рак-отшельник.
Вот такой.



Это пальмовый вор (Birgus latro), представитель группы наземных отшельников (Coenobitidae), и вдобавок ко всему самое крупное наземное беспозвоночное. Было известно, что вроде бы эти существа иногда могут быть токсичны или что-то типа того, но до тех пор столь трагических случаев с их участием не было, и милых отшельничков-переростков никто всерьез не воспринимал. В ходе дальнейшего разбирательства не удалось обнаружить каких-либо следов известных «ракообразных» токсинов. Вместо этого, из недоеденных отшельников был выделен церберин - сильнейший алкалоид растительного происхождения. Пальмовые воры - ребята всеядные и кушают все, что им полинезийские боги пошлют. И конкретно в тот раз им были щедро ниспосланы плоды морского манго (Cerbera manghas) - дерева из семейства кутровые (Apocynaceae), у которого ядовиты и плоды, и листья.
Сие замечательное растение активно используют в озеленении многих тропических курортов. Так, мы случайно обнаружили его на территории отеля, на все том же тайском острове Панган.
Вот такое милое деревце:



Ну и дабы несколько понизить зашкаливающий уровень напущенного страха/ужаса следует отметить, что описанная и для крабов, и для отшельников ядовитость - штука очень непостоянная. Во-первых, степень токсичности подвержена сезонной и географической изменчивости или может носить вообще нерегулярный и непредсказуемый характер, совпадающий со вспышками массового размножения одноклеточных. Во-вторых, ядовитость ракообразных уже через месяц снижается до практически безвредного уровня при переводе их на домашние харчи аквариумную диету. Кстати, практически то же самое происходит и с рыбами фугу при длительном содержании в неволе. Да, это все доказано экспериментально и опубликовано в журнале Toxicon, но, согласитесь, что это весьма сомнительный повод для экспериментов над собственным хомячком здоровьем. Антидоты для большинства токсинов вполне себе известны, однако их применение на человеке пока что, увы, не отработано.

Как-то подытоживая написанное, хочется еще раз напомнить всем читающим, что не все йогурты крабики одинаково полезны, равно как и не всякие манги съедобны.
Будьте здоровы и осторожны!

крабики, вкусно-вкусно, тропики

Previous post
Up