Продолжаю разбор предисловия книги "Текучая современность" Зигмунта Баумана. Зачитал вчера тексты Баумана своим друзьям... Мнений было несколько:
1. Сумасшедший и неадекватный старик
2. Провокатор
3. Источник информационного шума
На всё это я возразил, что Бауман весьма чтимый философ-концептуалист на Западе, отмеченный и регалиями и лаской властьпредержащих. Что этот "старичок" формирует концепции по заказу хозяев глобального капитала. Что техзадания получает от них и эффективно отрабатывает. Далее, эти концепции мы уже замечаем в высказываниях наших горе-реформаторах, в задачах, в методиках реформирования нашего государства, нашей системы образования, армии, системы поддержания законности... Так что нужно очень внимательно всё это читать и аргументировано отвергать. Называть правильные имена, всему тому, что этот "провокатор" даёт имена ложные. Кроме того, мы начинаем видеть истинные контуры настоящей реальности, а это дорогого стоит. Ведь нужно предуготовиться и бороться.
Если время системных революций прошло, то лишь потому, что уже нет таких зданий, где находится пульт управления системы и которые могли бы штурмовать и захватывать революционеры; а также потому, что мучительно трудно, и даже невозможно, представить, как победители, оказавшись в этих зданиях (конечно, если они их все-таки обнаружат), действительно сумели бы перевернуть эти пульты управления и навсегда покончить со страданиями, побудившими их к мятежу. Едва ли можно удивить или озадачить кого-то очевидным отсутствием потенциальных революционеров, - людей, способных ясно сформулировать желание изменить свое собственное положение в виде плана изменения устройства общества.
/*
Так всё таки, есть или нет этих зданий, где находятся пульты управления? Вроде как Зигмунт Бауман кокетливо проговаривается, что есть, несмотря на всю сверхтекучесть «шустриков». Позволю себе называть так глобалистическую элиту. Есть конечно «глобики» - граждане формирующегося глобального государства, так почему бы не назвать элиту, господствующую на основе своей сверхтекучести - шустриками? По мне, так отражает сущностную природу нынешней элиты вполне метафорически основательно. Бесполезная, паразитирующая, безответственная, преступная, стремящаяся всё превратить в д-мо, к чему бы не прикоснулась. Такая вот продвинутая версия цария Мидаса, но в тысячу раз большими возможностями. И конечно, если всё в мире превратилось в огромную кучу дроби и шустрящей в пустотности этой кучи элитной субстанции, то надежд на революцию нет. Но надо помнить, что в навозной куче человейника всегда может полыхнуть огонь, когда прение шустрящей субстанции будет слишком большим.
*/
Сегодня на повестке дня не стоит задача построения нового и лучшего порядка, который заменит старый и ущербный, - по крайней мере на повестке дня того государства, где предполагается наличие политической жизни. Поэтому «плавка твердых тел» - неизменная особенность современности - приобрела новый смысл, и теперь она направлена на новую цель. Одно из главных следствий этой смены цели - исчезновение сил, способных поддерживать вопрос порядка и системы на политической повестке дня.
/* Эпоха Модерна заканчивается, силы сопротивляющиеся, предъявляемого Бауманом, новому мировому порядку исчерпывают веру в себя, так как процессы отчуждения человеческого в человека стали центральным процессом современности. А нарастающая текучесть коллективов превращённых человейников лишь подтверждает эту мысль. Связи обрываются, ценности и идеалы отчуждаются, выбрасываются на свалку. Остаётся лишь денежный код, эффективность которого как инструмента господства повышается с нарастанием процесса отчуждения всего идеального от человечества. Вопросы порядка и системы - это тоже вопросы идеального в человеке. Нет идеального, нет ни порядка, ни системы, а точнее происходит процесс нарастающего разрушения человека, его разума, его психики, его идентичности.*/
Твердые тела, чья очередь быть брошенными в плавильный тигель настала и которые уже находятся в процессе переплавки в наше время, - время текучей современности, есть связи, соединяющие индивидуальные действия в коллективные планы и действия - паттерны коммуникации и координации между индивидуальными линиями поведения, с одной стороны, и политическими действиями коллективов людей, - с другой.
/* Переплавка - это революция. Здесь же революцией даже и не пахнет. Происходит нечто другое. Общественные тела - государства, система международной законности, институт частной собственности, традиционная семья - все это крайне интенсивно дробится на множественные сегменты. Говоря о связях, «соединяющих индивидуальные действия в коллективные планы», Бауман говорит о струнах отчуждения. Которые идут от отчуждаемого к отчуждающему. Разница между ними в том, что при обрыве струны, отчуждаемый терпит ущерб, сравнимый с потерей жизни, а отчуждающий может закрепить своё господство на другом отчуждаемом. При этом отчуждающий представляет из себя некую превращённую форму. При такого рода коммуникациях, возникает неравенство возможностей консолидаций элиты и отчуждаемых масс.
Элиты формируют некую консолидируемую среду, в которой есть одна неопровержимая ценность - господство, абсолютная власть над реальностью. С другой стороны, представители большинства, отчуждаемой массы не могут начать с друг другом плотного взаимодействия, так как оболочка, поддерживающая их жизнь, формируемая подачками капитала слишком тонка, чтобы обеспечить сращивание связей между людьми, без опасности ущерба для своей жизни. Каждый в массе крутится как может, чтобы закрепиться на струне отчуждения, которая превращает его в бесчеловечную скотину, но одновременно кормит и поит, заставляя делать некие услуги за это. Эта зависимость наркотическая, а наркотик - один из видов отчуждения. Где вы видели, чтобы наркоманы коллективно отстаивали свои права? Там каждый сам за себя. Так вот, сейчас мы все на таком положении.
Масса образует дробящуюся кашу, которую постмодернисты называют Ризомой и есть в мире сеть волков, которые специализируются на перерезании струн отчуждения. Так как известно, что глобальной элите не нравится такое огромное количество населения, и оно его хочет радикально подсократить. Сделать же это она может, превратив всех нас в наркоманов отчуждения. Неважно какого, главное зависимость, беспомощность и абсолютный эгоизм людей в этой каше. */
В интервью, данном Джонатану Резерфорду 3 февраля 1999 г., Ульрих Бек (который несколькими годами ранее создал термин «вторая современность», обозначающий стадию, когда современность «зависит от самой себя», эру так называемой «модернизации современности) говорит о «категориях-зомби» и «учреждениях-зомби», что «мертвы и все еще живы». Он называет семью, класс и соседей как основные образцы этого нового явления.
/*
Похоже, Ульрих Бек не слышал ничего о психологической проекции. Он проецирует свою сущность, и сущность элитного клубка, которому сам принадлежит, на общественные тела, приговорённые этой глобальной элитой к уничтожению. Живыми мертвецами являются они, Ульрих Бек и компания. Семья, класс и соседи - это ещё просто недобитое человечество, у которого сломан хребет, частично потеряно сознание, но ещё способно дышать и передвигаться ползком. Шустрики же эти хотят вцепиться в горло этому парализованному человечеству, уже психологически примерились.
*/
Вот, например, что он пишет о семье:
Спросите себя, чем фактически является семья в настоящее время? Что она означает? Конечно, есть дети, мои дети, наши дети. Но даже статус родителя, составляющий сущность семейной жизни, начинает распадаться при разводе... Бабушки и дедушки учитываются или не учитываются в решениях их сыновей и дочерей, но не принимают в этих решениях никакого участия. С точки зрения их внуков, значение бабушек и дедушек должно определяться личными решениями.
/* Сколько можно «на дурачка» играть? Будто мы не знаем значения института ювенальной юстиции для западного общества! Распад семьи традиционной происходит не сам собой, а имеет вполне себе проектный характер. Запрет на родительские запреты, запрет на воспитание. Чуть что не так, отбор ребёнка из семьи. После этого, конечно авторитет бабушек, дедушек и родителей будет резко падать. Ведь им третья сторона запрещает воспитывать чадо! Это и есть форма отчуждения ребёнка от развития человечности. Так как развитие ребёнка может происходить лишь при построении воспитательных рамок.*/
В настоящее время происходит, так сказать, перераспределение «сил плавления» современности. Сначала они затрагивали существующие институты, рамки, которые ограничивали сферы возможных вариантов действий, подобно наследственным сословиям с их безусловным распределением по социальному происхождению. Все конфигурации, констелляции, паттерны зависимости и взаимодействия были брошены в плавильный тигель, чтобы впоследствии преобразоваться и измениться; это была стадия «разрушения формы» в истории нарушающей, ломающей границы, всеразрушающей современности. Однако, что касается отдельных людей, им вполне простительно, что они могли не заметить этого обновления; они столкнулись с паттернами и формами, которые, хотя и были «новыми и улучшенными», но оказались такими же жесткими, как и прежде.
/*Бауман говорит о глокальности нового типа. Она формируется «сверху вниз» дробит поначалу «твёрдые» общественные макротела: католическую церковь, государство, законность, институт частной собственности, «честного» частного бизнеса, систему образования и традиционную семью и лишь потом преступает к «дроблению» человека, когда общественные институты формирования человека «модерна» превратились в институты убийства человека «модерна», системы бесконечного отчуждения человеческого в западном человеке. */
Действительно, ничего нельзя сломать, не заменив это чем-то другим; люди освободились от старых клеток лишь для того, чтобы быть порицаемыми и осуждаемыми в случае, если ценой своих упорных и постоянных, действительно пожизненных, усилий им не удастся переместиться в готовые ниши нового порядка: в классы, - рамки, которые (так же бескомпромиссно, как уже растворившиеся сословия) заключали в себе всю полноту жизненных условий и перспектив и определяли диапазон реалистичных жизненных планов и стратегий.
/*
Но на этом задача уничтожения Модерна не была выполнена. Сами системы отчуждения становятся нишами, уподобляющимися классам и сословиям. Как аналог системам блата в позднесоветском обществе. Задача состоит в отчуждении развития самих систем отчуждения. Они должны создаваться, выполнять свою задачу отчуждения и…самоуничтожаться!
*/
Задача, стоящая перед свободными людьми, состояла в том, чтобы использовать свою новую свободу, найти подходящую нишу и обосноваться там через конформность: точно следуя правилам и манерам поведения, определенным как справедливые и надлежащие для данного места.
/*
Бауман описывает сегментированное общество, в каждом сегменте которого есть ценности и правила поведения. Между сегментами - пустота и полное отсутствие согласования. Все смотрят друг на друга как на Чужих.
*/
В настоящее время не хватает именно таких паттернов, кодексов и правил, которым можно подчиняться, которые можно выбрать в качестве устойчивых ориентиров и которыми впоследствии можно руководствоваться.
/*
Что означает принципиальное отсутствие в «новой жизни» или «жизни смерти» присутствие духовного стержня, создающего вертикальную мотивационную конструкцию человека. Где наверху сверхсмысл жизни, а внизу животное потребление. Причём сверхсмысл самый важный по приоритету в жизни, а животное удовлетворение - самое ничтожное по важности. Всё, этого в новой жизни нет. Человека превращают в сверхтекучего слизняка, способного менять свою форму и окраску, в среде постоянно меняющейся конъюктуры.
*/
Это не означает, что наши современники руководствуются исключительно своим собственным воображением и решительностью и свободны выбирать образ жизни на пустом месте и по своему усмотрению или что для построения своей жизни им больше не нужно брать от общества строительные материалы и чертежи. Это означает, что теперь мы переходим из эры заранее заданных «референтных групп» в эпоху «универсального сравнения», в которой цель усилий человека по строительству своей жизни безнадежно неопределенна, не задана заранее и может подвергнуться многочисленным и глубоким изменениям прежде, чем эти усилия достигнут своего подлинного завершения: то есть завершения жизни человека.
/*
Бога нет, духа нет. Есть лишь некое пустое место, которое хозяин процессов дробления может заполнить тем или иным содержанием. Это уже не смысл, это целеуказание, макрокоманда, требующей сиюминутной трансформации сверхтекучего слизняка, когда-то бывшего человеком. Для выполнения определённой задачи, бесконечно широкого диапазона. Речь идёт о возможности эффективной специализации человека в краткосрочной длительности. Специализация всегда эффективна, но недостаток её в том, что сейчас человек достигает специализации в профессиональной жизни, в течении всей своей жизни. А требуется, чтобы период специализации, «заточки» инструмента под выполнения задачи был максимально краток, а эффективность от специализации была максимально велика. Это формула прибыли. Постчеловек становится множественным универсалом ценой потери целостности. И в каждый момент времени он не универсал, но крайне узкий специалист. Если же окинуть всю его жизнь, жизнь постчеловека, то он побывал всем, чем вообще возможно побывать. Но это не состояние Быть человека, это состояние максимально ОтИметь человека Капиталом.
*/
В наши дни паттерны и конфигурации больше не заданы и тем более не самоочевидны; их слишком много, они сталкиваются друг с другом, и их предписания противоречат друг другу, так что все они в значительной мере лишены своей принуждающей, ограничивающей силы. Их характер изменился, и в соответствии с этим они рекласси-фицированы как пункты в списке индивидуальных задач. Вместо того чтобы служить предпосылкой стиля поведения и задавать рамки для определения жизненного курса, они следуют ему (следуют из него), формируются и изменяются под воздействием его изгибов и поворотов. Силы сжижения переместились от системы к обществу, от политики к жизненным установкам - или опустилась с макро- на микроуровень социального общежития.
/*
Новая глокальность начала «есть» человека Модерна уже изнутри. Человек теряет свою целостность, теряет сверхсмыслы и смыслы существования, становясь идеальным постоянно пересобираемым исполнителем чужих задач.
*/
В результате мы имеем индивидуализированную, приватизированную версию современности, обремененную переплетением паттернов и ответственностью за неудачи, ложащейся прежде всего на плечи отдельного человека. Теперь наступила очередь перейти в жидкое состояние паттернам зависимости и взаимодействия. Они стали податливы до такой степени, которая была незнакома и невообразима для прошлых поколений; но, подобно всем жидкостям, они не могут удерживать свою форму долгое время. Придать им форму намного легче, чем сохранить ее. Твердые тела отброшены раз и навсегда. Удержание формы жидкостей требует большого внимания, постоянной бдительности и бесконечных усилий - и даже тогда успех этих усилий не гарантирован.
/*
Есть система отрицательного отбора, те кто борется с наступлением нового мирового порядка - те приговорены к смерти через утрату доступа к жизненным ресурсам. А остальные должны стараться превратиться в идеальных исполнителей путём отбрасывания всего идеального. Этот парадокс и есть главный ключ описания содержания современности.
*/
Было бы опрометчиво отрицать или даже преуменьшать глубокие изменения условий человеческой жизни, связанные с наступлением «текучей современности». Отдаленность и недостижимость системной структуры в сочетании с неструктурированным, текучим состоянием непосредственных обстоятельств реализации жизненных принципов радикально изменяет эти условия и требует пересмотра старых понятий, которые использовались в качестве рамок при их описании. Подобно зомби, такие понятия сегодня одновременно мертвы и живы. Встает практический вопрос: реально ли их воскрешение, хоть и в новой форме или в новом воплощении; или - если это нереально - как организовать для них приличные и эффективные «похороны».
/*
Больше не никаких ценностей, никакого образования, никакого воспитания. Есть лишь задачи руководства, которое платят деньги за эффективное выполнение его команд. Команды включают в себя все условия их выполнения. Обладают максимальной полнотой и отстутствием контекстов. Такое же отстутствие контекстов требуется и от исполнителя. От исполнителя требуется держать свои сборочные кубики психики и компетенции в идеальной чистоте, для такого же идеального выполнения команд. Мешает же этой технологической идеальности, идеальность гуманистическая, человеческая. Она же является для современности врагом номер один. Это враг номер один для глобального капитала, который и заварил всю эту постчеловеческую кашу.
*/