Разговор об Агентстве по делам национальности и о российской и советской империи был начат в статье "
В ожидании курса на империю - 1". Продолжен в "
В ожидании курса на империю - 2" Приведу в нынешней статье мнения представителей региональной элиты Алтая:
ИА REGNUM, 8 апреля 2015: Статус Агентства по делам национальностей следует повысить, и оно должно стать «органом дружбы народов», считают алтайские депутаты
«Такой огромной стране, как наша, где проживает 193 народов, исповедующих разные религии, придерживающихся различных традиций и обычаев, необходимо было создание такого Агентства по делам национальностей», - считает Вячеслав Уханов.
Председатель комитета Госсобрания Республики Алтай по образованию, культуре, спорту, молодёжной
политике, общественным объединениям и средствам массовой информации Вячеслав Уханов.
«Мне кажется, что ему нужно придать более высокий статус: есть же министерства развития Дальнего Востока, Северного Кавказа, по делам Крыма. На таком же уровне нужно создавать это федеральное ведомство, затрагивающее сферы нашей политики, идеологии», - добавил он.
Виктор Ромашин отметил, что Агентство по делам национальностей наделяется серьёзными полномочиями, в том числе по нормативно-правовому регулированию национальных вопросов.
Лидер алтайских коммунистов, председатель комитета Госсобрания
по законодательству и национальной политике Виктор Ромашкин
«Это очень важный момент, поскольку в начале нового тысячелетия было ликвидировано министерство, которое занималось этими важными проблемами. В результате получилось, что всем органам власти было вменено в обязанности заниматься этими вопросами, а на деле никто за это конкретно не отвечал, - говорит Ромашкин. - При всем положительном отношении к созданию агентства, меня лично смущает тот факт, что в указе речь идёт о профилактике любых форм дискриминации, предупреждении попыток расовой и религиозной розни. По функциям это больше присуще для правоохранительных органов. Не хочется, чтобы этот орган стал карательным. Будет правильно, если он будет центром дружбы народов. В советском обществе очень активно создавалось новая общность - советский народ, вот и сейчас необходимо на позитиве вести работу. Нам нужно помнить, что межнациональные отношения - это очень деликатная сфера».
«Мне очень понравилось, что наконец-то на федеральном уровне начали затрагивать проблемы не только коренных малочисленных народов, но государствообразующего народонаселения страны - русских, - говорит Юрий Орехов.
Лидер фракции ЛДПР в Эл Курултае Юрий Орехов.
Для нашего многонационального региона идея о создании структуры, занимающейся межнациональными отношениями, звучит своевременно. Но я пока из озвученной СМИ информации так и не получил представления, как данная структура будет их налаживать, как будет работать её механизм. Чем конкретно будут заниматься люди, которые придут работать в новообразованное ведомство? На нашем веку было достаточно примеров, когда хорошие идеи губились на стадии реализации. Не хотелось бы, чтобы эта участь постигла Агентство по делам национальностей и его местные подразделения».
Чего люди опасаются:
- Хорошую идею могут загубить "нехорошие" федералы
- Орган может стать чисто карательным
- Властных полномочий у Агентства не хватает для решения такой крупной задачи
Что же может с Агентством произойти? Управление им могут перехватить представители антиэлиты и направить работу Агентства в сторону увеличения вражды, зависти, непонимания и агрессии между национальностями. Если же Агентство плотно "сидит" в руках консервативной и патриотической элиты, то выпяченная спецслужбистская составляющая и отсутствие концепции создания культурного сценария взаимодействия большого русского народа и малых народов, населяющих Россию может уничтожить все благие перспективы, ради реализации которых создавалось Агентство.
Хватит ли властных полномочий для решения задач Агентства - вопрос пока десятый, поскольку даже формулировка задач не очень-то проработана.
Вот например, в
публикации ИА ТПП-ИНФОРМ политолог, проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова по связям с государственными органами и общественными организациями Сергей Марков, формулирует их так:
"Назначение Баринова руководителем Агентства поднимает вопрос об идеологии национальной политики. Наша идеология должна быть мультикультурализм в форме дружбы народов.То есть не игнорировать разницу между разными народами, а уметь разным народам дружить и ценить эти различия. Поэтому практическая политика нового Агентства должна быть сосредоточена не только на купировании причин межнациональных трений, но и на создание привычки представителей разных народов вместе жить, работать, общаться, на развитии Дружбы Народов."
И подобная формулировка задач Агентства сразу вызывает вопросы.
- Что такое мультикультурализм? - Постмодернистское смешение в одну обессмысливающую кучу национальных содержаний? Вертикальный стержень и ориентир синтеза культур в чём?
- Дружба - это хорошо. Но как дружить при наличии национальных элит, которые доят свою корову, то есть свой народ и ресурсы региона и не очень то хотят делиться с другими элитами? А наоборот, используя связи на федеральном уровне, пытаются урвать у других. "Дружба дружбой, а денежки врозь" Как преодолевать частно-капиталистический эгоцентризм будем? Вопрос не поставлен.
- "Создание привычки вместе жить, работать, общаться..." Привычка вместо стремления достичь и воплотить Сверхидею? Люди не собачки Павлова.
Обнаружив недостаточное понимание сложности и ответственности решения межнациональных проблем, а также тенденции превращения понятия "дружбы народов" в постмодернистский симулякр, я перехожу к продолжению изложения имперского опыта жизни народов в советском государстве в статье Светланы Лурье "
"Дружба народов" в СССР: национальный проект или пример спонтанной межэтнической самоорганизации?"
Поговорим о советском человеке и как ему определяется место в создании дружбы народов.
Образ "советского человека" ассимилируется сценарием "дружба народов" и придает последнему внутренний смысл, делает всю "игру" не замкнутой в себе, а идеально значимой, разворачивающейся во множестве сценариев. Речь идет о сценариях "Советский человек - впереди планеты всей", "И на Марсе будут яблони цвести", "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Таким образом, "советский человек" - самостоятельная культурная тема, проистекающая из темы "дружбы народов" и придающая ей идеальное значение. Ради этого идеала - научение сложному искусству компромисса, сублимирования, общения и "хорошести" по отношению к своим, коих миллионы и миллионы.Игра, которая перерастает в подлинность. Так дети играют в песочнице, учатся сценариям взрослой жизни, осваивают идеалы семьи, героизма, материнства. И только потом, по мере перехода к зрелости это научение начинает воздействовать на жизнь страны в виде труда молодого человека, которому доверили ковать совместно со всеми общую благую жизнь.
"Советский человек" - смыслообразующая идеологема. Это действительно "творчество масс", обездоленных, лишенных всякой внутренней и внешней опоры, обкраденных, униженных людей, которые хотели не только выжить, но встать "впереди планеты всей", запустить первый спутник, стать самыми сильными.Советский человек обрёл опору не в материальных ценностях, которые он создал. Это лишь следствие такой опоры. Опора была в идеальном, в высшем смысле, который был сформирован в жарких идеологических спорах многонациональной ВКП(б), в произведениях советского искусства и трудах революционных идеологов новой жизни: Ленина, Луначарского, Горького, Богданова, Маяковского.
Столько человечности было в тех отношениях, если они, как светлая сказка, не могут не остаться в памяти. Просто сама эта человечность должна была найти свое место и свой внутренний стержень.Стержень оказался неокончательно оформлен. Результаты 20-х годов становления советской власти несли не только позитивный потенциал. Одновременно была заложена база для неизбежного краха советского государства именно в идеологической, смысловой области. Была дискриминирована группа советских идеологов развития нового человека, в которую входили Луначарский, Горький, Богданов. Умер великий поэт коммунизма Маяковский. Серьёзно мешали работать Макаренко и не дали оформить великие результаты педагогической работы в полноценную программу воспитания нового человека как основной компоненты партийного и государственного строительства. Эти ошибки, упущения, результаты вражеской деятельности заложили в советский проект дефекты, которые неизбежно привели к невозможности нелинейной мобилизации советского общества, когда задачи защиты отечества и базового удовлетворения потребностей жизни людей были решены.
Культуры не были равны. Весь каркас советской культуры держался на специфическом преломлении русской культуры. Все опрошенные признают себя носителями "высокой русской культуры". Для части народов русская высокая культура заполнила отсутствующий или слишком тонкий пласт собственной высокой культуры. Для народов, имевших свою высокую культуру, русская дополнила и обогатила ее. Относительная легкость приятия русского объяснялась тем, что русские (в качестве русских, а не власти) не посягали на бытовую культуру других народов, часто и сами усваивали бытовую культуру местного населения: кухню, стиль одежды, элементы поведения, некоторые обычаи.По сути, большевики "подарили" высокую дворянскую культуру всем русским и малым народам. Кому социальное дореволюционное неравенство диктовала быть батраком, становился начитанным человеком знавшим Пушкина, Толстого, Достоевского. Культурный средний уровень стал таким, что советское государство явило чудо советской науки и промышленности всему миру. Достигнув первыми космических далей и раскрыв тайны атома.
взгляд на русских был очень интересным. Казалось, идеологема "дружба народов" не обязательно должна была превращаться у русских в поведенческий навык. Просто их роль в сценарии "дружба народов" несколько отличалась. "Это роль сказочного Деда Мороза, перед которым пляшут и поют, а он улыбается, гладит по голове и раздает подарки. Принцип тот, что другие народы делают для русских, а от русских получают похвалы и подарки. Если они (русские) таки берутся за дело, то им необходимо помочь " (армянин, 53 года). Задача русских в культурном сценарии "дружба народов" - центральная, одновременно и самая простая (поскольку именно их культура, их модели и стереотипы берутся за основу), и самая сложная - поддерживать костяк здания, направлять действие других.Русские были наиболее проникнуты идеальным и готовы были жертвовать ради новой веры в коммунизм, идти на любые издержки. Русские были народом-лидером, идущий за Солнцем. За русскими шли остальные народы, связанные с русскими дружественными обязательствами и пониманием, что образование, города, культура и безопасность больше никто в мире не сможет им дать.
"Поведенческий стереотип, своеобразие этой многонациональной страны, заданный именно русскими, не воспринимался ими как принадлежащий своему родному этносу в первую очередь. Хотя поведение СССР снаружи воспринималось именно как русское. Русские сами себя слабо ощущали как нацию, не воспринимали свое поведение как национально-своеобразное. Меж тем для "остальных" они были очень своеобразным, "особенным" народом, дававшим, к тому же, замечательные образцы как для личного подражания в любой области, так и для общей симпатии как к народу. Вряд ли узбек мог перечислить десяток уважаемых им казахов. Зато сколько он знал замечательных русских! Это и служило прекрасным фундаментом национальных отношений в стране. Увы, у большинства моих русских знакомых было трудно найти понимание в том, что "русские" - это тоже народ, национальность. Они возражали, что у них ничего такого нет, они "нормальные", "обычные", "простые" и даже, что "они на такое никогда не пойдут, чтоб иметь национальность". И это говорят представители народа, обладающего яркой и общеизвестной самобытностью, игравшей роль в мировой истории на протяжении веков!" (респондент армянин, 57 лет).Русские, следовавшие за Солнцем веры в коммунизм и сами ставшие подобием Солнца, даже не замечали как лучи их труда, научных свершений и подвигов греют и чаруют окружавшие их дружественные народы. Не замечая, но дружа с ними, принимая их как своих, создавая вместе с ними единое целое, готовое жить, пульсировать трудом, счастьем и великими достижениями тысячи лет... Но только в условиях сохранения Солнца, очага веры. За Огнём требовалось следить коммунистам, но не уследивших, заснувших в комфорте и довольстве, проснувшихся уже на пепелище империи.
(продолжение следует)
http://www.regnum.ru/news/polit/1913058.htmlhttp://www.tpp-inform.ru/news/19990.htmlhttp://demoscope.ru/weekly/2011/0475/analit02.php