В чем его вклад в философию?
Мераб Мамардашвили в свои зрелые годы в основном занимался философией сознания.
При этом он полагал, что Сознание в силу своей интенциональности не может быть познано и понято как некий предмет или вещь, поэтому его структуры могут быть опосредованно схвачены лишь через наличные языковые и символические формы, в которых сознание реализуется, особенно, в сфере философской мысли, а также науки и искусства. Анализируя тексты Маркса, античных философов, Декарта, Канта, то, как трактуют сознание психология и психоанализ, подкрепляя все это данными искусства, Мамардашвили старался показать, что за ними лежат определенные структуры сознания и формы мышления.
Бытийную форму сознания Мамардашвили полагал символичной и полиструктурной, причем эти структуры взаимовлияют и отображают друг друга, накладываются друг на друга и переозначивают себя в семиотических процессах. В результате порождаются вторичные (превращенные) структуры сознания, наполненные конкретным содержанием, с которыми мы обычно имеем дело. Философ в состоянии все это отслеживать.
Лишь проявляя усилия в постоянных актах мышления, человек способен становится собственно человеком, выходить за данную ему непосредственно жизненную ситуацию. Таким путем происходит трансцендендирование человеком самого себя, обретение свободы самоосуществления, поиск и обретение им смысла своего существования.
«Человек - это состояние усилия быть человеком».