«Делиться надо» или о корнях «Социальной справедливости»

Jan 05, 2013 09:31

Где заложены корни пресловутой «Социальной справедливости»?

Мы существа стайные. А у стайных существ принято делиться с членами своей стаи значимыми ресурсами.

Понятно, что эта функция возникает далеко не стразу. Ученые связывают ее формирование с постепенным созреванием участока мозга, именуемого инсулой. Ее функция оценивать и опознавать равное или неравное распределение ресурсов http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22548807.

По некоторым сведениям, дети могут опознавать честность или нечестность раздела уже после 1 года. При этом честный раздел имущества у людей вызывает активацию структур в мозге, отвечающих за удовольствие - выделяются эндорфины. Так что люди генетически запрограммированы делиться так, чтобы все было по честному.

К 15 месяцам дети уже могут спонтанно делиться игрушками. http://psychcentral.com/news/2011/10/11/young-brain-has-altruistic-characteristics/30233.html.
Происходит это вне игры, ибо основная масса детей в этом возрасте не способна к совместным играм, а в процессе случайного взаимодействия между собой. Дележка не особенно связана с ситуацией, но тем не менее присутствует. Существует предположение, что такое поведение - это своеобразная «проба пера». Ребенок как бы изучает, что происходит, если я даю что-то свое, как реагируют окружающие. Можно ли модифицировать их поведение? Например, если я даю игрушку товарищу, что делает мама? А как реагирует приятель? Другими словами дележка является определенным инструментом в управлении окружающими.
И только после 2,5 лет, когда инсула созревает достаточно чтобы обеспечивать работу системы зеркальных нейронов (система помогающая людям почувствовать себя на месте другого человека, представить себя «в его шкуре»), дети начинают делиться по причине сопереживания, желания эмоциональной близости. Малыш видит, что друг хочет поиграть в машинки и строит план, как организовать игру, что дать товарищу, а что оставить себе. В среднем это случается в период от 2,5 до 5 лет. А вот уже после 5 лет дети делятся чаще из соображений эмпатии.

Но каждый ребенок имеет уникальный набор личностных характеристик и темп созревания нервной системы. Например, эксперимент, где 15 месячные дети делились игрушками показал, что делают они это не одинаково. Треть спокойно отдавала свою самую любимую игрушку другому ребенку, другая треть отдавала тот предмет, который был для самого ребенка не важен или не привлекателен, а последняя треть не была склонна делиться вообще. У каждого малыша так же свои правила разделения собственности. Есть вещи, которыми они не делятся никогда; есть те, которыми делятся с надежными людьми; а есть те, которые легко отдаются всем. Естественно, есть разные варианты и особенности. Например, дети с «трудными характером» могут быть очень чувствительны к разделению своих вещей. Машинка, которую покатал другой ребенок или кукла одетая по-другому могут сделать очень большую разницу в понимании хозяина. Маленькая царапинка изменит вещь до неузнаваемости в его глазах. Имея опыт такой «порчи имущества», дети очень тяжело соглашаются делиться снова. Существуют и масса других особенностей. К примеру, обычно легче делятся эмоциональные дети, те, у кого сильнее развита эмпатия. Труднее отдают свое добро тревожные дети. Часть детей охотнее делятся с чужаками, и труднее с собственными братьями и сестрами, особенно если с последними существует конфликт.

Желание делиться может быть усилено или ослаблено родителями. Так дети могут перестать делиться, если родители слишком давят на них.

Постепенно у ребенка формируется понимание, что делиться - это признак «хорошести», правильности. И не только ты должен делиться, но и с тобой другие делиться тоже обязаны.
Ребенка надо учить делиться. Но каким образом?
Эффективно не понуждение к дележке, а демонстрация ребенку такого типа поведения. При этом ребенку надо предоставить определенную свободу действий: разрешать и не делиться или забрать свою игрушку, когда он захочет, обратно. Естественно при параллельном объяснении, что другие дети точно так же могут вести себя аналогичным образом.
Если же ребенка заставлять делиться, то это снижает его способности к взаимодействию с людьми. Он будет делиться, но из желания угодить другим, из страха прослыть плохим или с целью манипуляции.

детская психология, люди, справедливость, психология, социализация, дети

Previous post Next post
Up