Сегодня - ровно два года с того дня, как в Беларуси состоялись последние президентские выборы.
Не секрет, что нынешнего Президента Беларуси часто называют «последним диктатором Европы». Понятно, что это пропагандистское клише, но что за ним стоит?
А стоит за ним авторитарный «режим личной власти», тот тип властно-правящих отношений, который не редко случается в переломные моменты истории. Типичные примеры: Октавиан Август, Наполеон Бонапарт и так далее. Масштабы несколько иные, но суть та же.
Но это вовсе не значит, что такой тип власти существует вопреки желаниям большей части населения.
Беларусь часто называют самой советской из всех постсоветских республик. Это действительно так.
"Самая понятная и близкая народу идеология - коммунистическая. Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе - стремление к равенству и социальной справедливости… С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь ХХ век. С этой идеологией были одержаны великие победы - над нищетой, безграмотностью и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос... Коммунистическая идеология, основанная на идеологии марксистско-ленинской, должна стать одной из главных составляющих белорусской государственной идеологии". (с) Александр Лукашенко
Понятно, что это идеологическая декларация, т. е. слова, а как известно дела от слов всегда отличаются в большей или меньшей степени.
"Я всегда подчеркивал, что не против частной собственности. Я за то, чтобы у нас было больше частной собственности, которая способствует самореализации человека, чтобы у нас было больше богатых людей, приносящих пользу себе и государству, создающих собственные производства, новые рабочие места, исправно платящих налоги и предоставляющих достойную оплату труда работникам".
Вот такой вариант местной «Коммунистической идеологии» в области экономики. С одной стороны, «стремление к равенству и социальной справедливости», а с другой - «больше частной собственности».
Конечно, сегодняшняя Беларусь - это не тот вариант социального устройства, который был некогда на территории Советского Союза.
Страной управляет хорошо сплоченный круг номенклатурного чиновничества. Никаких тебе сильных, самостоятельных партий, общественных организаций, ни тем более какой-либо хорошо организованной оппозиции. Практика государственного регулирования и социально ориентированной политики. Да, это все напоминает советскую систему.
Отличие - оппозиции разрешается присутствовать на задворках общественной жизни, а в экономике допускается частный сектор.
Как я уже некогда писал, у нас в стране реализован, по сути, ленинский вариант НЭПа: государству принадлежат, как говорил Владимир Ильич, «командные высоты», остальное отдано на откуп частникам. В экономике государство, то бишь армия чиновников во главе с президентом, управляет крупной промышленностью и большей частью средней, частник преобладает в торговле и сфере услуг, хотя имеет место дозированное и контролируемое привлечении частного (своего и иностранного) капитала в другие сферы экономики: банки, средний бизнес и т. д.
"Мы не дали растащить народную собственность и не дадим этого сделать впредь". (с)
Но эта «народная собственность» по сути есть собственность государственная, которой на прямую не владеют, но непосредственно управляют чиновники.
"Многие говорят, что государство не должно быть в экономике или его должно быть совсем немного. Правда, никто не определил ту шкалу, по которой это измерять. Мы же четко и определенно с самого начала говорим о том, что государственное регулирование ни в коем случае уходить из экономики не должно". (с)
Государственное регулирование экономики в наше время есть практически повсеместно, но «регулирование» и «прямое участие» в экономической деятельности - вещи разные.
"Эта экономическая модель прошла проверку временем и стала стратегической основой устойчивого развития белорусского государства. Залог ее жизнеспособности в том, что она не является закостеневшей конструкцией, а постоянно совершенствуется и модернизируется". (с)
С первой частью этого заявления можно согласиться, вторая вызывает большие сомнения.
Беларусь - страна маленькая, хозяйство сравнительно небольшое, командно-административными средствами, что называется в «ручном режиме управления» удается как-то справляться, особенно, пока сырье из России доступно и относительно дешево. Но пороки такой системы давно и хорошо известны еще по Советскому Союзу: плохая заинтересованность государственных предприятий в конечном результате - «работа на склад», низкая производительность, высокая себестоимость продукции, низкая оперативность в принятии и реализации решений и т. д.
Доля частной собственности в экономике медленно, но нарастает. Приватизация идет, хотя и черепашьими темпами.
"Ты должен убедить коллектив, что ты хороший инвестор, получить у местных органов власти согласие на приватизацию, потом в министерстве, правительство рассматривает вопрос, принимает решение и вносит Президенту на подпись соответствующий документ".
Другой вопрос, почему такой вариант политической и экономической организации жизни белорусского социума возможен и действительно демонстрирует свою жизнеспособность?
Единственный ответ - значительная часть населения Беларуси по-прежнему обладает советским менталитетом. Существующее положение дел ее во многом устраивает.