«Говорят, что мужчина может встать на колени только в двух случаях: чтобы напиться из родника и чтобы сорвать цветок. Ты, Цада, мой родник. Становлюсь на колени, припадаю губами и жадно пью из тебя…», - так писал Расул Гамзатов о своей Родине - маленьком селе, расположенном на солнечном склоне.
Есть высоко в горах, в ауле Цада, такой обычай: каждый год, в первой декаде сентября, по небу над селом пролетает клин белых журавлей. За этой картиной цадинцы наблюдали снова...
Мой дедушка часто с гордостью вспоминал, что однажды в детстве его гладил по голове сам Гамзат Цадаса. И гордость дедули вполне обоснована. В этом маленьком горном ауле, где на каждой улице живут родственники, жил и творил великий аварский поэт Гамзат Цадаса, там же в 11 лет первое стихотворение написал его сын Расул. Кто бы мог подумать, что со временем Расул Гамзатов прославит это поселение на весь мир. Его стихотворения переводили на разные языки, а темы его творчества были понятны и близки населению всего земного шара. Но особое место в его творчестве занимает стихотворение «Журавли», написанное в память о тех, кто пал, защищая свой Дом. В детстве учительница по родной литературе рассказывала нам историю рождения этого стиха - после атомного взрыва в Хиросиме маленькая японка заболела лейкемией. Она не отчаялась, а, наоборот, всем сердцем верила, что выздоровеет, стоит только смастерить тысячу бумажных «журавликов». После смерти девочки в Хиросиме установили памятник юной японке, посещение которого и подарило Расулу Гамзатову яркий образ. Перевел слова на русский язык Наум Гребнев, а позже напечатанное в журнале стихотворение увидел певец Марк Бернес. Так стихотворение превратилось в песню, а песня - в символ памяти о погибших в Великую Отечественную войну.
Не в одном городе воздвигнуты памятники и мемориальные комплексы, центральным образом которых стали летящие журавли. В центре Цада тоже есть скромный мемориал с «журавлями», а в этом году, в канун 90-летнего юбилея мастера слова, таки состоялось торжественное открытие высокого (27 метров) мемориального комплекса «Белые журавли». Слова о том, что отмечать праздник приехали видные политические деятели, гости и представители творческой интеллигенции, оставлю для страниц газет и чьих-то отчетов. Скажу одно - Цада сегодня собрал совершенно разных людей, почитающих творчество Гамзатова. Что касается меня, мне гамзатовские строки были знакомы с детства и если попросят охарактеризовать его одним словом, я отвечу: «Преданность». Предан Расул Гамзатович был большой и малой Родине, любимой женщине, поэзии, языку, культуре… Знаком преданности ему стал мемориальный комплекс, в выставочном зале которого представлена вся жизнь поэта в фотографиях и бессмертное произведение «Журавли» на разных языках. Новый девташлар имеет и особенность - в строю журавлей есть маленький промежуток, предназначенный для народного поэта. В скором времени напротив памятника появится другой - Расул Гамзатов, который задумчиво смотрит на журавлей, летящих ввысь…
Пока я была погружена в эти мысли, зона активности плавно переместилась в центр села, где расположена каменная сакля, с 70-х годов ставшая литературно-мемориальным музеем имени Гамзата Цадаса. Предметы быта, письменный стол, за которым творил поэт, кухонная утварь, одежда - это всё местные жители хранят как зеницу ока, передавая из поколения в поколение разные истории и легенды, связанные с семьей Гамзатовых. Наверное, так и рождается творческое бессмертие… В Цада гости могли посмотреть концертную программу, хореографические номера ансамблей, приехавших из разных уголков Дагестана, отведать «чёрный хинкал» из специальной муки грубого помола, оценить серебряные изделия гоцатлинских мастеров и просто подышать чистым воздухом непостоянного Хунзаха, в котором в течение 10 минут успеваешь загореть под палящим солнцем и продрогнуть от холодного порыва ветра.
В конце прозвучали знакомые мотивы песни «Журавли». Дети пустили в небо белые шары, символизирующие мир, добро и всё светлое, что спрятано в книгах «кавказца родом из Цада». Когда много мёда, высок риск появления аллергии, поэтому добавлю ложку объективного дёгтя. Во-первых, печально осознавать, что вместе с Расулом Гамзатовым и другими талантливыми авторами уходят в прошлое языки народов Дагестана. С каждым днем всё меньше надежд на то, что появится поэт, пишущий на родном языке так же ярко и образно как поэты из Цада, но что хуже - с каждым днем меньше даже тех, кто может читать стихи поэтов в оригинале. Во-вторых, омрачало празднование поведение ребятни, которая вырывала воздушные шары из рук старших и получала неописуемое удовольствие, лопая их или вдыхая. Но вина детей в этом минимальна, воспитание лучших моральных качеств и ценностей - зона ответственности родителей. Но это уже совсем другая история...
В этом году, в первой декаде сентября, цадинцы снова наблюдали странную картину: рано утром, до начала праздничных мероприятий, сделав «круг почета» над «свежим» мемориалом, по небу над селом пролетел клин белых журавлей...
P.S. Из-за погодных условий и некоторых других факторов многое из того, что мог показать Хунзахский район, мы не увидели, но внеочередная поездка в рамках проекта «Дагестан глазами блогеров» принесла очередную порцию приятных эмоций.