Гуниб. Между небом и землёй…

Sep 12, 2013 00:54


Я люблю поездки. Дорожная пыль, скрип колес, поворот руля и ожидание встречи с новыми эмоциями. Да, да, с эмоциями, ведь именно их ты получаешь, поговорив с новыми людьми, увидев новые места и узнав новые факты. В субботнее утро по горному серпантину наш микроавтобус карабкается в направлении суровых вершин - молчаливых наблюдателей героических побед и разбитых на мелкие осколки надежд.

Пункт назначения - село Гуниб,  расположенное высоко над уровнем моря. Высота эта варьируется от 1500 до 1800 метров. В Гунибе нет золотых дел мастеров, не шьют обувь и он не находится под эгидой ЮНЕСКО, но впечатлений от поездки всё же было немало. Проезжаем Карабудахкент, Леваши, Таджалмахи и маленькое поселение Ташкапур, известное всем «вГорыНаправляющимся» как место производства и оптово-розничной продажи горячего вкусного хлеба (тандыр) и сыра. Продемонстрировав небывалую изобретательность, местные жители не ограничились обычными вывесками, а развесили другие надписи. Например, «Лакский тандыр»... За окном сгущаются тучи, но картина не размыта, природные очертания будто обведены педантичной рукой мастера. Даже я, искушенная горными пейзажами, была поражена красотой, созданной Богом, и так отчаянно разрушаемой людьми. Впрочем, к гунибцам эти слова никакого отношения не имеют. Не раз я слышала отзывы об этих людях - интеллигентных, воспитанных и гостеприимных. Гуниб - родина талантливых людей (одной только науке он подарил более 300 кандидатов и докторов!), место важных исторических событий и каталог прекрасных природных памятников. Не первое посещение последнего оплота имама Шамиля оставило особенный след.



Знакомство с Гунибским районом началось с плотины (высотой более 70 м.) одноименной ГЭС, построенной в Салтинском ущелье. Гуниб приветствует гостей радушно, солнечные лучи, неожиданные, но от этого не менее приятные, радовали участников блоготура на протяжении всей поездки. А славный Гуниб продолжал одну за другой раскрывать карты. Первым он показал нам мемориальный комплекс «Андалал», объединивший воедино каменную башню, родник и несколько мудрых цитат. На этом этапе знакомства немного разочаровало антропогенное воздействие в виде пустых бутылок в водохранилище. Далее мы направились к сердцу Гуниба - районному центру. Поразило наличие в центре села футбольного поля, где будущие игроки махачкалинского «Анжи» резво гоняли мяч. Кафе-ресторан, расположенный здесь же, каждый сможет вытащить из чердака памяти, вбив в встроенном «поисковике» хоть одно из этих ключевых слов - травяной чай, эклектичный интерьер, револьверо-чайники, сверхдеятельный человек семь дней в неделю и ведущий специалист по молодежной политике администрации МО «Гунибский район» по будням Муртазали Магомедов. Кстати, именно ему мы обязаны яркими образами и интересной экскурсией.



Следы истории ведут в Верхний Гуниб. По дороге видим ряд многоквартирных домов, которые строят в рамках программы «Ветхое жилье» для переселения жителей. Сказать, что жизнь в Гунибе кипит - значит, нагло соврать. Спокойствие, одухотворенность и оглушающая тишина. В таких местах хочется укрыться пледом в клеточку и думать о смысле жизни, теории большого взрыва и натурфилософии. Нет, дверь в цивилизацию гунибцы не закрыли, но корни, обычаи, традиционные ремесла тоже чтут. История представлена здесь не в музеях и датах, её хранит каждый камень и каждая тропа. Разукрасить немыслимыми красками места свершения исторических событий и заменить окружающую природу замусоренной окружающей средой местное население не умудрилось. И слава Богу! История и современность переплетаются в ауле очень тесно, изречение президента РД Рамазана Абдулатипова мирно соседствует с мозаичным портретом имама Шамиля, старинные дома - с современными новостройками… Со смотровой площадки открывается прекрасный вид - наш провожатый рассказывает о каждом построении, которое имеет малейшее отношение к истории, а мы пытаемся запечатлеть жизнь в памяти электронных девайсов.



Маршрут дорогой Шамиля привел в природный парк «Верхний Гуниб» - естественный памятник природы (в отличие от Кисловодска, например), в котором обитают авароязычные Бэмби, где представлен богатый видовой состав деревьев, растут медовые яблоки и всё живое вдыхает целебный воздух. Особенно он полезен для тех детей и взрослых, которые ежегодно в целях оздоровления посещают местные санатории, пансионаты и лагеря. Разочаровывает то, что некоторые люди природу воспринимают подобно тургеневскому Базарову: не как храм, а как мастерскую. Об этом говорят особняки нескольких «официальных лиц», ставшие надгробными памятниками для растений, и дальновидные планы других официальных лиц, в соответствии с которыми природная гармония останется воспоминанием, а  туристические  объекты - доходной реальностью. Ситуация аналогична строительству горнолыжной базы «Матлас» в Хунзахском районе, из-за чего экологи района забили тревогу - луга, где собраны практически все виды лекарственных растений, канули в Лету под коттеджами для «культурного отдыха».



Подобно лермонтовским местам на Кавказских Минеральных Водах, в Гунибе есть шамилевские места, главные из которых - ворота, ротонда (беседка), взор Шамиля с зеленой каменной плиты. Для того чтобы перенестись в Гуниб времен Шамиля нужно пройти через ворота, названные в честь имама по поручению Александра II и с налетом времени не потерявшие историческую значимость. Перед глазами проносятся ретро-слайды: вот великий имам в 1859 году, потеряв основные силы, поднимается в горы с четырьмя сотнями верных мюридов; вот он совершает намаз в комнате для уединения в глубине парка и думает о принятии того или иного решения; вот свободолюбивые горцы, державшие оборону до конца, прыгают в пропасть, чтобы не сдаваться в плен, и кульминационный момент у серого валуна - финальный абзац  многолетней войны, когда Шамиль сдается, понимая, что отступать некуда…



В парке также есть и Царская поляна, получившая свое название благодаря единичному событию - в 1871-м на поляне, за «грядко-столами» трапезничал император Александр II. Волчий вой, древний тоннель, родник, дикорастущие фруктовые деревья, ненавязчиво привлекающие взор вывески с призывом беречь лес от пожара и загрязнения. Прекрасно! Но раны на теле парка тоже есть. Например, высохшее русло реки…
На спуске из парка воздвигнут монумент памяти тех, кто пал в Кавказской войне и небольшая мечеть, построенная местной пенсионеркой на свои сбережения. Конечно, выехать из Гуниба, проигнорировав парк победы имени Расула Гамзатова в преддверии 90-летнего юбилея великого мастера слова было бы кощунством. Творчество и личность поэта почитаются в Гунибе сильней, чем в любой другой точке Дагестана, свидетельством чего и послужил парк. В обратный путь проводил нас белый кот, страдающий гетерохромией (глаза разного цвета). Впрочем, судя по сытой мордочке и умелому позированию перед объективами, кот вовсе не страдал…



Следующий пункт назначения - село Кегер, где планировалось продегустировать продукцию местного мини-консервного завода крестьянско-фермерского хозяйства «Гонода». Столы для дегустации ломились от тушенки и разнообразных солений, производимых хозяевами гостеприимного дома. Здесь же производится напиток в стеклянных бутылках с «оригинальным» названием «Абрикосовый нектар», который предприимчивые торговцы берут оптом и продают дороже. Косточки абрикосов тоже не пропадают - из них готовят отменный урбеч, с которым хваленая Nutella и рядом не стояла… В гостях хорошо…
Я люблю поездки. А в субботу я была в Гунибе. Дорожная пыль, скрип колес, поворот руля и послевкусие от прекрасной поездки…

Маржана Омарова, мысли, #Дагестан52

Previous post Next post
Up