я начал не с плана, а с примера. Договорились что ребенок напишет что хочет 10 предложений, выразит свои мысли и чувства. Да, прежде не единожды было объяснено, что учить родной язык означает научиться выражать свои мысли и чувства и веру.
Ну он написал 10 односложных предложений типа как я провел день. Не своих мыслей, ни своих чувств ни веры. - а как надо? - спросил он
Я ему показал свой пост в ЖЖ, повествующий о том, как вчера мы вместе провели день.
Почитав минут 5--6, он заметил: - да... ниче так написано.
Я очень мало внимания уделяла в свое время плану, если честно. Просто объясняла, что любое сочинение - это рассказ о какой-то мысли, важной для автора. И в зависимости от своего желания, автор может по разному к этой мысли подводить читателя - может сразу сказать ее, а потом разворачивать в доказательство, может рассказывать какой-то пример, а потом сделать свой вывод. И самое главное в сочинении - это видеть вот это постепенное приближение, кристаллизацию этой мысли в нем.
А дальше уже начали писать и анализировать. Когда я считала, что у ребенка некоторые проблемы с умением излагать свои мысли - то прямо по паре штук в день небольших полстраницы-страница. По Гарри Поттеру и игре "Сталкер", "Сумеркам" и т.д. Я задавала тему, она раскрывала. Потому смотрели, где неточно выражена мысль, где хромает логика изложения, где "вода"...
А какому сочинению Вы хотите ребёнка научить? Эссэ, описание, рассказ о событии, размышление? Каждый жанр требует своего подхода. Если ребёнок до сих пор совсем не создавал текста, то нужно организовывать ситуации, когда приходится тексты придумывать и записывать: письмо бабушке, например. играйте в "чепуху", пишите в конце дня небольшие заметки о прожитом и обменивайтесь ими, выпускайте домашнюю газету или журнал, придумывайте и записывайте продолжение любимой книги или небольшого рассказа.
Эта тема вдруг неожиданно выплыла, потому что препод английского задала написать сочинение. До этого ребенок писал несколько раз письма подруге, деду морозу, записки мне. Пытались внедрить написание ею чего- то по результатам дня - не пошло. Я так понимаю, по той же причине- неспособности самой переключить внутренний тумблер , организовать мозг на выполнение другой работы. Я все время предлагаю ей то, о чем вы говорите- писать записки путешественника например, но мои заходы остаются нереализованными. Т е я кидаю идею, она не бежит ее воплощать. Если проявить настойчивость типа давай садись пиши, то это же уже насилие ? Это ведь не стимулирует процесс? Как сделать , чтоб и овцы и волки мне не понятно? Я кстати знаю термин эссе, но мне до конца не понятно, чем эссе отличается от сочинения?
А Вы пробовали обмениваться своими заметками? Потому что на самом деле вопрос не в сочинении, а в искусственности ситуации: Вы предлагаете писать, а для чего? Вот письмо Деду Морозу - понятно зачем писать. Я хорошо помню, как в детстве, лет в 5, только-только научившись читать, тут же бросилась писать "письма", потому что моя бабушка несколько раз в месяц обязательно писала письма родственникам и подругам. И я просто дописывала в низу её писем по паре строк и была страшно рада, когда мне писали отдельное "взрослое" письмо. Эссе - это сочинение на ту или иную тему, в котором автор не придерживается чёткой структуры, а излагает мысли в свободной форме (почитайте Евгения Богата "Что движет солнце и светила". Детям, кстати, легче писать именно эссе, чем сочинения чёткой структуры по определённому плану.
Comments 48
Reply
Reply
Простите.
Reply
Ну он написал 10 односложных предложений типа как я провел день. Не своих мыслей, ни своих чувств ни веры.
- а как надо? - спросил он
Я ему показал свой пост в ЖЖ, повествующий о том, как вчера мы вместе провели день.
Почитав минут 5--6, он заметил:
- да... ниче так написано.
Reply
Reply
Просто объясняла, что любое сочинение - это рассказ о какой-то мысли, важной для автора. И в зависимости от своего желания, автор может по разному к этой мысли подводить читателя - может сразу сказать ее, а потом разворачивать в доказательство, может рассказывать какой-то пример, а потом сделать свой вывод. И самое главное в сочинении - это видеть вот это постепенное приближение, кристаллизацию этой мысли в нем.
А дальше уже начали писать и анализировать. Когда я считала, что у ребенка некоторые проблемы с умением излагать свои мысли - то прямо по паре штук в день небольших полстраницы-страница. По Гарри Поттеру и игре "Сталкер", "Сумеркам" и т.д. Я задавала тему, она раскрывала. Потому смотрели, где неточно выражена мысль, где хромает логика изложения, где "вода"...
Reply
Зачитала своей цитату от вас с акцентом но то, что люди пишут по 2 сочинения в день!)))
Reply
Reply
http://www.labirint.ru/search/%D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/?genre=&onpage=30&available=1&order=price&way=back
кроме пособия для учителя
Reply
Reply
Если ребёнок до сих пор совсем не создавал текста, то нужно организовывать ситуации, когда приходится тексты придумывать и записывать: письмо бабушке, например.
играйте в "чепуху", пишите в конце дня небольшие заметки о прожитом и обменивайтесь ими, выпускайте домашнюю газету или журнал, придумывайте и записывайте продолжение любимой книги или небольшого рассказа.
Reply
Reply
До этого ребенок писал несколько раз письма подруге, деду морозу, записки мне.
Пытались внедрить написание ею чего- то по результатам дня - не пошло. Я так понимаю, по той же причине- неспособности самой переключить внутренний тумблер , организовать мозг на выполнение другой работы.
Я все время предлагаю ей то, о чем вы говорите- писать записки путешественника например, но мои заходы остаются нереализованными. Т е я кидаю идею, она не бежит ее воплощать. Если проявить настойчивость типа давай садись пиши, то это же уже насилие ? Это ведь не стимулирует процесс?
Как сделать , чтоб и овцы и волки мне не понятно?
Я кстати знаю термин эссе, но мне до конца не понятно, чем эссе отличается от сочинения?
Reply
Я хорошо помню, как в детстве, лет в 5, только-только научившись читать, тут же бросилась писать "письма", потому что моя бабушка несколько раз в месяц обязательно писала письма родственникам и подругам. И я просто дописывала в низу её писем по паре строк и была страшно рада, когда мне писали отдельное "взрослое" письмо.
Эссе - это сочинение на ту или иную тему, в котором автор не придерживается чёткой структуры, а излагает мысли в свободной форме (почитайте Евгения Богата "Что движет солнце и светила". Детям, кстати, легче писать именно эссе, чем сочинения чёткой структуры по определённому плану.
Reply
Leave a comment