О понятии "Зона ближайшего развития" я узнала из задачника Левитаса. До этого интуитивно пыталась при занятиях с детьми прощупывать их возможности, вытягивать на новый уровень, не топтаться на месте. Недавно наткнулась на интересную статью:
Проблема качества обучения и воспитания, развития способностей учащихся пока не решена, напротив, обретает еще большую остроту и актуальность. Наступает период, когда все работники системы образования и многие родители начнут понимать что школа сможет обеспечить высокий уровень образованности, умственного, нравственного и физического развития учащихся только при условии коренного преобразования всего учебно-воспитательного процесса на базе новой и новейшей педагогической технологии.
Л. С. Выготский считает, что «всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды - сперва как деятельность коллективная вместе с учителем, социальная, второй раз - как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления». Такова суть генетического закона развития высших психических функций человека - фундаментальный закон развития человеческого сознания и поведения.
Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка, например грамоте можно начинать обучать его только с определенного возраста, также с определенного возраста ребенок становится способным к изучению алгебры, геометрии, физики. «Определение уровня развития и его отношения к возможностям обучения составляет незыблемый и основной факт, - утверждает Л. С. Выготский, - от которого мы можем смело отправляться как от несомненного».
Например, мы исследовали двух детей и установили, что на данный момент их умственный уровень - 7 лет, что примерно соответствует их возрасту. Они оба решают задачи, доступные семилеткам. Но если мы попытаемся их с нашей помощью продвинуть дальше, то обнаружится существенное различие. Один из них начинает легко решать тесты, опережающие уровень его актуального развития на 2 года (для девятилетнего возраста), а другие решают только те тесты, которые простираются на полгода.
Расхождения между уровнями решения задач, доступных под руководством, с помощью взрослых или товарищей в коллективной деятельности и самостоятельно (без посторонней помощи, вне коллектива), определяет зону ближайшего развития.
С точки зрения самостоятельной деятельности их развитие одинаково. Но с точки зрения ближайших возможностей развития оно резко расходится. В приведенном примере двое детей показывают одинаковый умственный возраст с точки зрения завершенных циклов развития, но динамика развития в перспективе на будущее у них разная. Поэтому правильная организация обучения должна, по меньшей мере, учитывать не один, а два уровня: уровень актуального развития и зону ближайшего развития.
Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего ребенка. Теперь ясно, что тема «зона ближайшего развития» - это как раз то, что сегодня ребенок выполняет в сотрудничестве, а завтра будет делать самостоятельно.
Л. С. Выготский считает, что «для динамики умственного развития в школе и для относительной успешности ученика более важен, более влиятелен, более могуществен не уровень умственного развития на сегодняшний день, который является не больше чем предпосылкой, но функции, находящиеся в стадии созревания. То, что созревает, оказывается более важным».
Таким образом, можно сделать вывод относительно того, какое обучение можно считать «хорошим», «правильно организованным», развивающим. Это обучение, которое строится в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ученика. Если же обучение ориентируется только на тот уровень, который учеником достигнут вчера, в прошлом, т. е. на актуальный уровень развития, то его нельзя считать развивающим. Напротив, оно задерживает развитие учащихся. Именно это и происходит в школах. Те ученики, которые приходят в первый класс и имеют высокий уровень умственного развития, и могли бы в сравнительно короткие сроки усвоить все учебные предметы начального обучения, как правило, больше всего теряют в своем развитии. Они хоть и остаются в числе наиболее успевающих, но их умственное развитие на несколько лет почти приостанавливается, тормозится. Происходит невидимая для всех трагедия: дети, которые очень хотят учиться и могли бы быстро продвигаться вперед, должны делать то, что не обеспечивает их продвижения, их развития. Так гаснет интерес к учению. Остаются нераскрытыми миллионы талантов.