Продолжая перевод о проектном подходе:
С чего начать
http://project-based-homeschooling.com/camp-creek-blog/how-start Автор - Лори Прикет
Наиболее важная часть обучения через проекты заключается не в объемных знаниях по предмету, а в оттачивании навыка того, как собственно учиться.
Мы начинаем с того, что спрашивает детей: «Как мы можем об этом узнать?»
Параллельно с самой учебой по любому предмету мы изучаем как учиться: Где находится информация? Кто об этом знаем? Куда можно пойти? Что мы сможем увидеть? Это называется мета-обучение: изучения того, как обучаться.
Мы собираем знания и получаем навыки: Что мы хотим узнать? Что в этом важно, а что нет? Что мы будем делать с полученной информацией? Как мы сможем рассказать об этом другим?
Услышав вопрос «Где мы можем об этом узнать?», дети обычно предлагают книги или интернет. Но они могут сделать и удивительные предложения - «давайте спросим бабушку!». Или они могут сказать: «Как насчет места, где мы были прошлым летом? Я прочитал кое-что интересное о нем». Так мы исследуем область глубокого интереса ребенка и изучаем процесс, в рамках которого мы получаем знания. Мы можем искать информацию в книгах, в Интернете, мы можем смотреть фильмы, посещать исторические места, разговаривать с экспертами в этой области - лично или по телефону, по почте, е-мейлу. Мы можем опрашивать друзей, членов семьи, соседей. Существует миллиарды способов узнать о том, что нас интересует. Вместо того, чтобы перечислить ребенку все эти ресурсы, мы помогает ему открывать для себя собственные ресурсы. Вместо того, чтобы дать ему готовый список действий мы помогаем им самим воплощать собственные идеи.
Наверное, вы знаете, о подходе - медленная еда (тщательное пережевывание и пр), а в нашем случае - это медленное обучение. Вы можете принести гору книг из библиотеки для вашего ребенка, а затем организовать посещение музея. Или вы можете позволить ребенку самому пойти в библиотеку, пообщаться с библиотекарем о том, как искать книги, самому выбрать те, что понравятся ему, подождать, пока ребенок сам попросит сходить в музей и помочь ему спланировать это посещение. Конечно, второй вариант займет больше времени. Но они сами будут погружаться глубже, искать шире, делать больше работы самостоятельно, совершать открытия, решать проблемы, планировать.
Даже такая, казалось бы, простая вещь, как разговор с библиотекарем - это уже большое достижение для ребенка. В мире взрослых мы всегда хотим бежать вперед, быстрое достижение чего угодно считается за победу. Если мы делаем больше, мы считаем себя успешнее. Когда же мы хотим, чтобы дети сами определяли направление своей учебы, мы замедляемся до их скорости. Мы доверяем им прожить каждый шаг процесса. Если ребенок сам получает опыт, то уже он обладает им и может пользоваться в любое время.
Комментарии автора:
Вы можете «оценить» уровень успешности ребенка при проектном подходе. Например, можно найти образовательный стандарт за соответствующий класс и отслеживать, каким умениям и навыкам соответствует ваш ребенок. Затем, если хотите, вы можете покрыть области, незатронутые в проекте, любым другим способом. Большая часть школ использует стандарты для планирования обучения, разбивая информацию на отдельные предметы (математика, науки, искусство, языки). Так мы получаем «учебу для теста».
Обучение на основе проектов целостно. Чтение, письмо, исследование, рисование, конструирование, измерение, проведение экспериментов, работа на компьютере, сравнение, дискуссии, доклады… Родители могут отслеживать выполненную работу по проекту и соотносить с образовательными стандартами, чтобы убеждаться в том, что их дети не отстают от программы.
Позволить детям учиться таким образом требует доверия - доверия, которое постепенно даст детям все, что им нужно. В рамках школьной системы, доверие требуется от администрации по отношению к учителям - от которых потребуется выполнение образовательных стандартов и охват материалов, незатронутых проектной деятельностью. Кроме того, при проектном подходе, детям необходимо выполнять разную работу - каждая группа детей будет создавать свой уникальный проект. Обычно школам некомфортно в такой ситуации, и они стремятся к безопасному однообразию.
Если вы хотите, чтобы ваши дети выполняли проекты, вы должны выделить время для этого… например, определенное время каждый день или определенное время несколько раз в неделю, но вы должны быть последовательны.
Вместо того, чтобы предлагать готовые идеи, родители должны начать вести журнал, записывая идеи ребенка, искать возможности для поддержки его интересов.
Не обязательно даже давать проекту конкретное имя - просто начните привыкать к новому процессу. Познакомьте ребенка с новыми инструментами (его проектный журнал, рабочее место, доска, книжки на тему проекта и прочее), с новым образом мышления (обсуждение идей, совместное составление планов, рассуждение вслух, запись собственных вопросов, обсуждение того, где искать ответы).
В следующий раз - о целостном подходе.