Покорение Авачи: безумству ненормальных поем мы песню

Sep 01, 2016 10:30

Пожалуй, мое повествование о Камчатке приблизилось к одной из наивысших во всех смыслах точек - сегодняшний день я начну историей о подъеме на Авачинский вулкан, которая стала довольно драматичной, но от этого не менее приятной.

Чтобы вы, дорогие читатели, поняли весь драматизм ситуации, я начну не с дня подъема, а где-то с апреля.
Вообще я считаю легкой дурью всякие списочки типа "10 things to do in..." и дальше - географическое название. И так понятно, что если я в Праге, то обязательно пойду в стене Джона Леннона или раз триста пересеку Карлов Мост. Но вышло так, что при поездке на Камчатку у меня все же сложился такой список, и одним из пунктов был подъем на вулкан.
Ну правда, хотите - считайте меня дурочкой, хотите - не считайте. Но я все равно уверена на 200% в том, что человек не побывал на Камчатке по-настоящему, если не поднялся на вулкан.
Почему Авача? Наверное, потому что меня покорила ее высота (2741 м над уровнем моря). Ну и это был самый ближний к П-ску вулкан, а стоимость экскурсий самая приемлемая - от 4500 рублей. Плюс ко всему подъем считается несложным, и его можно сделать за один день.
Наивная уральская девочка, я тогда еще не знала, что камчатские экскурсии - "странный предмет". Суть такова (уж теперь-то я знаю): платишь дикие деньги за подъем на вулкан, но не факт, что поднимешься. Гид может отказаться идти выше опеределенной точки при плохих погодных условиях. Или, если в группе оказался истерик, не желающий идти дальше, группа целиком спускается вниз.
Я в апреле таких нюансов не знала и даже договорилась об экскурсии на вулкан.
Но, как вы знаете из ранних историй, мой план поездки кардинально изменился...

И вот, я живу у подножья Авачинского вулкана, терзаемая ожиданием звонка по забросу на Узон, снедаемая отчаянным желанием подняться на этот самый вулкан... Но - нет. Нет ничего хуже, чем видеть вулкан и не иметь возможности подняться на него. Мне все говорили, что я не поднимусь на Авачу.
Причина первая: сезон подъема начинается с конца июня, я же жила там в первой половине июня.
Причина вторая: отвратительные погодные условия. На вулкане в принципе снег тает медленно, а тут еще прошла пурга (которая значительно изгадила оттаявшую было тропу).
Причина третья: так как не сезон подъема, группы на вулкан не ездят. А я все же не настолько ненормальная, чтобы в одиночку подниматься на вулкан впервые в жизни, да еще на незнакомой тропе.

Как видите, обстоятельства были против меня с самого начала. Тем чаще я оглядывалась на вулкан и мысленно говорила с ним. Я призывала Дух Вулкана разрешить подняться на него.
В один из дней, когда прошло уже полторы недели, а я уже теряла надежду попасть в заповедник (и подняться на вулкан тоже - гулять так гулять) Дима на снегоходе привез к нам некоего Сашу Печеня. Местные прекрасно знают этого человека, потому что он много лет назад организовал гонку на собачьих упряжках под названием "Берингия" (и эта гонка вошла в книгу рекордов Гиннеса как самая длинная - в каком году, увы, не помню, но можно погуглить, если интересно). Еще он знаменит тем, что был в Берлине во время падения Берлинской стены и был, кажется на всех горах и вулканах во всем мире.
Правда, когда мы с ним познакомились, я этого не знала. Мое незнание стало причиной наглости в следующем диалоге:
Я: А что Вы тут будете делать?
П: Отдохну, помедитирую, на Авачу поднимусь...
Я (мать, мать, спроси его, это же единственный шанс!): А возьмете меня с собой? Я тоже на Авачу хочу.
П: Можно и взять, почему нет?

В общем, часа через дядя Саша пришел к нам в бочку и спросил, готова ли я идти в поход завтра в 6 утра. Конечно же, мой ответ был положительным.

И вот, 11 июня, где-то 6:30 утра, мы выходим навстречу белой Авачинской вершине. Сначала было снежно и были видны медвежьи следы, потом мы вышли на тропу и начали подъем. Снега не было, но было много рододендронов, которые на базе еще не начали цвести.








Первые полтора километра было довольно комфортно подниматься. С учетом того, что Печень - мега-опытный альпинист и гид (я даже постеснялась спрашивать, сколько раз он поднимался на Авачу), подниматься было легко. Я даже научилась некоторым интересным приемам, которые пригодятся не только при подъеме, но и вообще в пеших походах на дальние расстояния.
Где-то треть первой части пути лежала по снегу. Подниматься было уже не так легко, но все же не сильно страшно, снег был рыхлый, подошвы ботинок довольно легко сцеплялись с ним и не скользили. Ну и опять же палки для ходьбы очень сильно выручали.
Полтора километра заняли где-то три-четыре часа (за давностью уже точно не помню). Потом - перерыв длиной в час около Жандарма (скала Жандарм, располагается между первой частью пути и конусом) с обильным перекусом и отдыхом. Нужно отдыхать долго, потому что дальше начинается *опа.
Но я еще не знаю об этом и просто фотографируюсь и фотографирую:








Вот эта скала слева и есть Жандарм (с этого ракурса плохо видно, но она гораздо больше, чем кажется):


А потом час прошел, и мы пошли вперед. Кажется, следующий отрезок пути был длиной метров 800, и шел он горизонтально. Но вот это был капец. Я б лучше еще полтора километра три раза по нормальной тропе прошла, честно.
Вот представьте: вы идете такие, идете, а слева скалы, и хвататься не за что. Справа очень крутой спуск, и туда лучше не падать, потому что катиться вниз далеко и долго. И не видно, насколько там снежный покров высокий. А под ногами - свежий снег, кстати, который адски скользит. Иногда снег сменяется мокрым шлаком, который под ногами тоже скользит, а мелкие мокрые камешки катятся вниз. На том участке я даже увидела, как нужно пользоваться ледорубом, чтобы сделать более-менее нормальный выступ для ноги. И тогда свалилась и разодрала о шлак руку, а штаны промочила в снегу и воде, которая скрывалась под камнями.
Мне этот переход показался вечным, но вот и он пройден. Последний участок, где можно отдохнуть, с видом на Налычевскую долину, еще заснеженную. Было видно еще два или три вулкана в облаках, но мой фотоаппарат не настолько крут, а жаль.








И вот он - выход на конус. Высота конуса где-то около 700 метров.


Казалось бы - смешное расстояние. Но не там, где под ногами снег чередуется с сыпухой. Видите вот эту маленькую черную тропу? Вот там нам и надо было идти. Когда снега нет, все выглядит нормально и подниматься нестрашно.
А в таких условиях было адски страшно. Мелкие камни постоянно вываливались из-под ног. Я проваливалась в снег. Споткнуться и упасть было страшно - скорее психологически, потому что внутри жило осознание того, что позади уже где-то 2 километра. Нет, даже со своим страхом я просто не могла повернуться спиной к кратеру и пойти вниз.
Единственное живое существо, которое мы встретили - был ворон. Что он тут забыл? Уже на кратере дядя Саша оставил на камне хлеб - вдруг прилетит сюда?

Хорошо, что у меня не было горной болезни. База располагается на высоте 1000 метров над уровнем моря, и за полторы недели я уже успела адаптироваться к этим климатическим условиям.
Тут нет фотографий, потому что было не до этого. Задача была в том, как себя удержать, не то что фотоаппарат.
Я предпочитала не оборачиваться и пройти последние 200 метров (где-то за час мы преодолели этот отрезок) глядя прямо вперед. Со всеми перерывами подъем (только подъем, Карл) занял 10 часов. При том, что обычно занимает 5-6 часов. С учетом снега, сыпухи и того, что мы были одни из первых в сезоне, кто протоптал тропу - это реально был экстрим. И я даже не знаю, сколько раз я сматерилась про себя во время подъема. И, кстати, после прохождения очень много материлась, когда рассказывала людям свою историю восхождения. Потому что реально был п*здец.
Самая засада - это когда проходишь финальный отрезок, и кажется, что конечная точка далеко и не приближается.
А потом вдруг - раз, и ты наверху, и перед тобой открывается пропасть активного вулкана.
Поэтому, когда я все-таки оказалась на кратере, моим эмоциям не было предела. Меня трясло, потому что напряжение сразу же ушло, из глаз текли слезы, руки дрожали, а в душе было ликование - неужели я это сделала? Неужели это я стою на вершине вулкана, неужели это я смотрю на мир, неужели это я преодолела 2741 метр наверх? И правда я.


Главное правило во время нахождения на кратере - не поворачиваться к нему спиной. Иногда вулкан выплевывает всякие камни, и, если потерять бдительность, даже маленький камешек может нанести большой вред человеку. Помимо того, очень сильно пахло серой, а под ногами были серные фумаролы. Наверное, так пахнет и в аду.




Когда мы поднялись наверх, был очередной выброс из вулкана, поэтому видимость была не очень. Но кратер со снежной лавовой пробкой все равно можно было видеть. Зрелище захватывающее. Надо было прихватить с собой кольцо Всевластия, но что-то как-то не удалось :D


Вот эта белая штука за мной (все-таки нарушила правила для модной фоточки) - замерзшая лавовая пробка.
А под ногами - вот такие красные камни (какая-то вулканическая порода), можно брать с собой до трех штук общим весом не более 100 граммов.


Спуск занял три часа. Сначала мы бегом бежали вниз с конуса, а потом отыскали нашу тропу и пошли на базу. К тому времени снег уже подтаял, и мы проваливались в снег гораздо чаще, чем при подъеме. Я провалилась так, что не могла высвободиться минут десять. Было страшно.
При спуске я бросила взгляд на Корякский вулкан. Над его кратером собиралась какая-то туча, и оттуда доносились недобрые звуки. Было страшно - дубль два.
Но вот уже тропа и знакомые места. Вечереет.




Итак, с базы мы вышли в 6:30, а обратно вернулись примерно в 22 часа. Я очень устала, но чувствовала себя самым счастливым человеком в мире - ведь все-таки мне удалось подняться наверх. Я даже попросила ребят провести эксперимент и часа в три ночи пошуметь - дабы проверить, насколько я крепко сплю. Они шумели долго и много, я этого не помню :)
Конечно, сейчас, по прошествии почти двух месяцев мои эмоции не настолько яркие, поэтому вот выдержка из дневника, который я вела всю поездку:

"11 июня 2016 г.
О Боже, это случилось! Совершенно неожиданно для себя я взошла на Авачу! Не верится, хотя боль в ногах - главное доказательство.
Удивительно увидеть мир с высоты 2741 м над уровнем моря. Но прийти к этому было очень сложно.
Честно говоря, я боялась, что не вернусь оттуда живой. Было очень страшно, особенно последние 600 метров.
...
Сейчас я пишу это, сидя на своей кровати и глядя на Авачу - и воспринимаю ее совсем по-другому. Не верится, что так повезло (ведь я потеряла всякую надежду подняться туда в эту поездку). Не верится, что в очередной раз одолела себя и прошла столь долгий путь от и до.
Спасибо, Авача".

Уже на базе я долго благодарила Печеня за то, что взял меня с собой. Кажется, он от моего общества был не особо в восторге, и даже сказал, что надеялся, что я попрошусь обратно, не доходя до вершины :D Но что поделать, не на ту напал :)
А еще дядя Саша подарил мне значок и вымпел, Маша меня долго обнимала и сказала, что подняться на вулкан гораздо круче, чем побывать в Долине гейзеров, а Кирилл пожал руку и поздравил с первым подъемом.
Надеюсь, этот подъем на вулкан - не последний в моей жизни.

PS: Кажется, наверху у меня было такое же офигевшее лицо, как у человечка на вымпеле :D


Продолжение следует ;)

рюкзачелло, дорожные истории, горное, Камчатка, вспомнить все, сила воли, по Руси

Previous post Next post
Up