Главные герои. Избранное

Mar 24, 2019 21:56



И ещё одна выставка будет идти до 31 марта в "Рабочем и Колхознице" - Главные герои. Представлены произведения из коллекции Самарского художественного музея. Выставка большая, но настолько разнообразная, что бродила я там с удовольствем. Многие работы известных художников стали открытием для меня. Например, никак не сочетались в моём представлении деревенские домики с фамилией Бурлюк.



Д.Д.Бурлюк, Весна в деревне (1917), холст, масло

Не знала я и о пальмах В.Д.Поленова. А они есть.



В.Д.Поленов, Нил. Фиванский берег (1914), холст, масло

«Первый раз увидел я тут пальмовые рощи или скорее плантации. Я воображал пальму красивее, чем она показалась мне в действительности.
Издали пальма очень своеобразна и грациозна, но вблизи она безжизненна, её измятый ствол, сухие серо-зеленые перья, густо покрытые пылью, дают ей вид чего-то картонного, сделанного". - пишет В.Д. Поленов о своем путешествии в Египет.

Наверное, поэтому он ни разу не изображает пальму крупным планом, только издалека. Пальмы на горизонтально вытянутых картинах Поленова - своеобразные "вешки", отмечающие границу между Нилом и небом. Их зыбкие контуры мерцают в разогретом воздухе и воде. Первого плана нет. Всё напоминает  мираж.



С.Ф.Колесников,  Рыбак (бумага, гуашь)
Работ С.Ф.Колесникова в России мало. В 20-е годы художник эмигрировал в Сербию, где является национальным достоянием.



М.М.Меньков, Симфония, скрипка (1915), холст, масло.

"Всякое искусство ценно своим творчеством, повторять видимое - недостаток искусства", писал Меньков, ближайший сподвижник  К.Малевича по "Супремусу".  В футудраме (пьесе) А.Кручёных "Глы-Глы" Меньков был выведен под своим именем. Разговаривать в пьесе ему, конечно, приходилось кручёным  языком Кручёных. Примера не нашла, к сожалению.



А.В.Лентулов, Пейзаж (1910) холст, масло.



К.П.Головкин, Последний снег. Осокори (1895), холст, масло

Увидела впервые, какие они - осокори. Читаю же И.Репина "Далёкое близкое", готовлюсь к выставке, а там такое описание! Репин и его товарищи отправились, как известно, на Волгу писать картины. Инициатором поездки был молодой художник Ф.А.Васильев, который и идею подал, и средства на поездку нашёл. Шутка ли? Если бы не девятнадцатилетний  Васильев, не было бы "Бурлаков на Волге"!

Однако прибыла компания молодых художников в Нижний. А им дальше надо. Нанимают извозчика. Тот везёт неизвестно куда, хотя божится, что в нужное место. Далее - И.Е.Репин:

"Вечером и в сумерках становилось жутко. По руслу мы ехали, как в канале, - ничего не видно за пригорками... А это что? Как будто скелет какого-нибудь допотопного ихтиозавра раскинулся чуть не на сто саженей, - вон куда мы должны его объезжать. А толщина! За ним ничего не видно: две-три лошади одну на другую поставь, и то не заглянешь... Вот чудо!
- Что это такое?
- А это осокорь, стало быть, льдом его сбило, да уж давно; видите, какой беленький: вода всякую половодь его промывает, а годков полтораста постоял.
Обогнули - опять на дороге. Вот и стоячие осокори стали попадаться, сырые: у этих только белые низы, пока лед поднимался и обглодал их, да на нижних выступах нацеплялась масса плавучего хвороста и бурьяна.
Темнело, и всё жутче становилось. Куда мы едем и что найдём?"

Покажу поближе зайцев. Очень уж хороши:





З.Е.Серебрякова, Курская крестьянка (1905), бумага, акварель, гуашь



И.Э.Брез, Портрет Л.А.Недоброво (урожд. Ольхиной), бумага на картоне, уголь, 1903

Брез понятно,  самый известный портрет А.П.Чехова написал. Но что за дивная женщина на этом портрете? Ужели та самая трагическая красавица Петербурга? Да, она. Любовь Александровна Недоброво. Прочитайте, если интересно.



А.К.Саврасов, Зима (1870) холст, масло

Эх, модерн модерном, а прилипла я носом к этой картине, рассматривала птичек.



И конечно же, жемчужины коллекции Самарского художественного музея - жанровые картины В.Е.Маковского



В.Е.Маковский Две сестры (1893), холст, масло







В.Е.Маковский Две матери (1904)









Знаю, что "низкий жанр", но могу рассматривать бесконечно. Сколько тут всего! Рассказом не охватить.

Описание было бы не полным, если бы я не рассказала о выставке восточного искусства. Приведу два примера, т.к. в восточном искусстве я полный профан.



Вот так видят китайцы Единорога. Это курильница  династии Мин. Бронза, литьё, цветная эмаль.
Единорог (Цилинь) в китайской мифологии - чудо-зверь, главный из 360 животных, проживающих на суше. Это химера. Он живёт более 1000 лет и показывается только избранным.



Завтракающая гейша с птицей. Япония, эпоха Мэйдзи.

Вся коллекция восточного искусства принадлежала владельцу Жигулёвского пивоваренного завода австрийцу Альфреду фон Вакано. Он опекал Самарский публичный музей и перед отъездом из России в Австрию передал коллекцию молодому советскому государству.

Ещё об это выставке интересно пишет stroganov ЗДЕСЬ.

художник так видит, выставка, #развлечение_в_воскресение, ВДНХ

Previous post Next post
Up