Смотрю «Дождь», 1й канал и всё такое прочее: что-то мне это напоминает …Ах, вот:
«В особенности во время религиозных гонений и войн, из неисследованной глубины человеческого духа возникали странные, необычайные явления, изумительные проявления духовной и физической силы, увлекательный фанатизм, который, не подлежа отрицанию, считался одними- непосредственным вдохновением бога, а другими - чародейством ада. Видели детей, стариков, мужчин и женщин во всем прочем совершенно обыкновенных, объемлемыми в пылу молитв восторгом. Они начинали говорить пламенные речи о божественных предметах; в движениях их было что-то сверхъестественное; поразительные корчи и судороги предвещали, казалось, будущее.» - Вильгельм Циммерман, «История Крестьянской Войны в Германии».
Публичная политика, будь то электоральная или уличная, перестала быть способом борьбы за власть, а стала средством ее легитимации, ну, или де-легитимации, превратившись в разновидность гражданской религии. Идеологии стали конфессиональными доктринами, а выборы и уличные акции - системой гражданских ритуалов. Впрочем, сами религии прошли тот же путь: в аграрном обществе церкви были сильными политическими субъектами, движущими историю. Католицизм императоров ставил на колени, Реформация поднимала на вилы баронов, однако уже к началу Нового Времени Париж стоил мессы. Религии казались еще могущественными, влиятельными и безальтернативными, однако им оставалось лишь благословлять сложившийся порядок.
У современных светских культов внезапно проступило фамильное сходство с великими конфессиями прошлого. Политические ортодоксы веруют, что вне институтов гражданского общества нет спасения, причащаются таинства голосования и следуют догмату о непогрешимости международного демократического сообщества. К таким электоральным «католикам» можно причислить не только не только классических либералов, правозащитников, парламентскую оппозицию и многочисленные наблюдательские сообщества, но и системные фракции. Ведь даже если добрый католик торгует индульгенциями или выдает свиной хрящик за святые мощи, он от этого не становится лютеранином. Секулярные «лютеране» - это народно-патриотические силы, отличающиеся от «католиков» лишь тем, что отказались от догмата о непогрешимости международного сообщества в пользу суверенной демократии местного курфюрста. А под ногами у тех и других путаются политические «анабаптисты», существующие в форме маленьких, но громких сект и бродячих митинговых проповедников. Они подразделяются на марксистско-ленинскую штунду и приверженцев откровения либертарного духа, но все сходятся в ожидании второго пришествия Октября.
Когда прежние политические формы уже бессильны и разлагаются, а новых еще нет, воцаряется волнующая атмосфера кликушества и фарисейства. Так что представительная демократия - это вздох угнетенной твари. Это опиум для народа.