Удивительным образом перекликаются между собой недавно вышедшая в издательстве Института Гайдара книга Нади Урбинати "Искаженная демократия" и недавнее же интервью
Артемия Магуна "Кольте".
Весьма объемная работа Урбинати посвящена развенчанию и критике трех демократических "искажений" - "неполитической демократии" ("демократического платонизма"), концентрирующейся на экспертном знании и поиске беспристрастных истин (1), "популизма", угрожающего плюрализму в силу доминирования позиции "мы, народ" (2), и, наконец, "плебисцитарной" системы, превращающей демократию в "спектакль", где политики-актеры действуют на основе аккламации избирателей-зрителей (3). В том, что эти искажения реальны, сомневаться не приходится, но результирующий призыв Урбинати (выборы, выборы, даешь возврат к демократическим процедурам per se) упускает из виду основную проблему - проблему неравенства.
Ее в одной фразе раскрывает Магун: "В современном мире никакое жесткое разделение политики и экономики невозможно". Декан факультета политических наук и социологии ЕУ прав в том, что "демократическая политика без критики имущественного неравенства невозможна - не нужно быть «левым», чтобы это констатировать", а главный бонус заключается в том, что для этого тезиса ему не понадобилось писать 450-страничный опус на тему очевидных "вызовов демократии". Урбинати, конечно, на его 435-й где-то странице пишет, что блокировка конверсии экономического неравенства в политическое - "это поистине танталовы муки"; пожалуй, читать именно об этих муках было бы гораздо интереснее, чем обсуждать тезисы Липпмана и мусолить "шумпетерианство".