Кемпер - Электрика кабины

Jan 13, 2021 17:08



Продолжаем строительство полноприводного домика, на этот раз будет рассказ про электрику. Вначале я думал написать один большой пост, но так как сделано на данном этапе было достаточно много, то решил разбить его на две части. Поехали!

1. Электрика кабины начинается с традиционного демонтажа передних сидений. Даже не знаю, сколько раз я уже снимал их и ставил на место за полгода строительства. Под водительским сиденьем у нас расположена силовая проводка для заряда дополнительных аккумуляторов, расположенных в салоне. Здесь же я с самого начала разместил заказанный на Алиэкспресс блок предохранителей (все ссылки на оборудование будут в конце записи, там же находится видеоверсия рассказа), что существенно облегчило дальнейшее подключение потребителей.


2. Изначально я также планировал разместить в салоне два вольтметра-амперметра (об этом рассказывал в предыщущей части, посвященной силовой электрике), которые показывали бы напряжение на клеммах АКБ и текущее потребление тока, по этим параметрам можно сразу понять приблизительный остаток ёмкости батарей. Шунт, при помощи которого амперметры измеряют потребление, виден на заднем плане (к нему подходят клеммы толстых чёрных проводов). Но здесь столкнулся с одной сложностью.


Чем длиннее была проводка от шунта до приборчика, тем больше он "врал" (то есть искажал показания). И никаких подстроечных резисторов для калибровки китайцы не предусмотрели. Так что от идеи размещения двух маленьких экранов в салоне в итоге пришлось отказаться, и шунт тоже был демонтирован.

3. Теперь что касается проводки - решил провести испытания. Для подключения трёх дополнительных АКБ я использовал провода толщиной 50кв.мм., и получил достаточно много комментариев в стиле "а зачем такой огромный запас?". Так вот, три разряженных примерно на 30% аккумуляторов (остаток ёмкости, соответственно, 70%) после запуска двигателя и замыкания штатного силового реле влёгкую потребляют 140-150 ампер тока, то есть каждая батарея "кушает" около 50 ампер. Примерно через 15-20 минут общее потребление снижается до 100 ампер и остаётся таким до 90% восполнения ёмкости АКБ, после чего начинает плавно снижаться.


На фотографии "счётчика" можно увидеть текущее потребление энергии в ваттах - 1831. Это достаточно много, а главное, такое потребление длится не несколько секунд, как при работе стартёра, а может продолжаться час-полтора. Штатный усиленный генератор, напомню, способен выдавать 250 ампер (отдельная заводская опция), при этом в районе силового реле и моя, и заводская проводка от генератора со временем становится немного тёплой на ощупь.

Это я к тому, что использование проводов сечением 50 "квадратов" в данном случае оказалось вполне оправданным. Рад, что не стал использовать 35кв.мм, учитывая их общую длину в 6 метров - потери на таком расстоянии (а значит, и нагрев проводов) были бы существенно больше.

4. Дальше настала очередь инвертора на 220в. В предыдущем кемпере использовал AcmePower на 400 ватт - этого вполне хватало и для ноутбука с фотоаппаратами (основные потребители), и для мультиварки на 350 ватт. Но у этого инвертора есть один неприятный момент - отказывается включаться, если напряжение на клеммах АКБ ниже 11,9 вольт.


Решил поменять его на "китайца" с чистым синусом мощностью 600 ватт. От него, кстати, спокойно запускается и работает болгарка мощностью 750 ватт. Но, как оказалось, зря.

Старый инвертор после включения "держал" до последнего, отключаясь автоматически, когда напряжение падало ниже 11в (батареи почти полностью разряжены). А у нового в процессе эксплуатации всплыл неприятный момент. Он периодически "уходит в защиту" при напряжении ниже 12в.

То есть сидишь вечером с ноутбуком, запустил на нём "тяжёлый" рендер видео, через некоторое время - ой, зарядка пропала. Выключил-включил инвертор - снова появилась. Через полчаса опять пропала. Довольно неприятный момент, когда техника сама решает, работать ей или нет. Поэтому буду всё же возвращать старый на 400 ватт, он более предсказуемый в этом плане. Ну и на всякий случай специально для ноутбука возим с собой ещё один крошечный инвертор на 120 ватт, а то мало ли что случится в дороге.

5. После установки инвертора занялся разводкой розеток по салону. К видео на Ютубе был хороший вопрос: "расскажите, как часто ими пользуетесь?". Той, которая находится возле штатной полки над передними сиденьями, пользуемся постоянно. 99% времени там заряжается ноутбук, иногда ставлю на зарядку что-то другое. Данная полка удобна тем, что у детей нет к ним доступа, следовательно, вся лежащая наверху техника "в безопасности". И ещё я опасался, что на кочках сверху может что-нибудь упасть, но практика показала, что нет. Так что техника там хранится (и заряжается) даже во время движения машины.


6. Далее у нас идёт ниша под кухонным блоком с доступом с улицы. Здесь решил сделать много розеток, а также добавил два гнезда на 12 вольт. При летней эксплуатации данная точка очень удобна, постоянно заряжаю тут батарейки фотоаппаратов или дрон. А вот в холодное время года, как оказалось, уже не то, так как для доступа к розеткам надо полностью распахивать дверь и какое-то время держать её открытой (пока вставишь вилку и подключишь заряжаемые аккумуляторы - выстужаешь салон). Так что осенью практически вся техника отсюда переехала на полку над кабиной.


7. Так как композитный баллон уже занял своё место в отдельном отсеке сбоку от кухонного блока, рядом с ним разместил сигнализацию утечки газа. Учитывая, что соединение шланга с плитой герметизируется одноразовой втулкой и далее туда лезть больше не следует, потенциально опасными местами утечки газа являются резьбовые соединения редуктора со шлангом и с баллоном. На Фольксваген Калифорния у нас дважды от сильной тряски ослаблялась крепёжная гайка, и в салоне чувствовался запах. Газ тяжелее воздуха, при утечке он спускается на пол, следовательно, там же размещён и датчик сигнализации, пока он просто лежит на полу, зажатый между стеной и баллоном.


Это яхтенная газовая сигнализация. Питание у датчика от бортовой сети 12 вольт, следовательно, в поездках он всё время включён и не надо беспокоиться о батарейках. Внутри него встроено пожаробезопасное реле, при срабатывании он может выполнить какое-то действие (например, включить принудительную вытяжку в кемпере). Сирена очень громкая, когда стоишь рядом, аж в ушах звенит.

Единственный момент, о котором забыл указать продавец - датчику требуется 180 секунд "для прогрева". При первой проверке я вначале решил, что прибор неисправен. Оказалось, что через 3 минуты после включения он издаёт однократный писк, и только после этого готов к работе. Всё это демонстрирую в видеоверсии рассказа.

Моя логика такая: во время поездок в салоне кемпера постоянно кто-то есть, таким образом, оповещение об утечке ты услышишь сразу и сможешь принять меры. Даже при закрытых дверях писк хорошо слышно на улице, когда подходишь к машине, в случае чего можно аккуратно открыть двери "аварийным" металлическим ключом (а не кнопкой с брелка) и сразу проветрить салон.

Ну а когда не пользуемся плитой долгое время (например, при стоянке кемпера возле дома) я просто перекрываю кран на самом баллоне. Учитывая, что все компоненты новые и качественные, надеюсь, этих мер вполне достаточно.

8. Едем дальше. Следующая розетка (я использовал накладные розетки Шнайдер Электрик серии "Этюд" - простые, дешёвые и довольно качественные внутри) разместилась на основании водительского сиденья. Если присмотреться, то в том месте, где торчат провода, на белой вертикальной стенке видны два отверстия для крепления пластиковой обшивки, которой у меня нет. Такие же отверстия есть со стороны розетки. Чтобы ничего не сверлить, использовал именно их - через одно розетка крепится болтом к основанию, через другое пропущен провод 220в. Так вот, этой розеткой мы вообще ни разу не пользовались за всё время. Так что, наверное, при следующем снятии сиденья я от неё избавлюсь за ненадобностью.


9. А вот с пассажирской стороны пользуемся регулярно. У меня есть пятиметровый удлинитель с тонким проводом, так что можно поработать с ноутбуком (или просто посмотреть кино) на улице, подключившись к этой розетке.


10. Настата очередь вещевых ящиков под лобовым стеклом, их здесь целых три штуки. Штатно машина оснащена тремя портами USB-C для зарядки телефонов и аксессуаров. Только есть небольшая проблема: после выключения зажигания питание на них пропадает через 30 минут. А дальше следует какая-то странная логика инженеров Мерседес, которую я до сих пор не понял. Иногда оно появляется при однократном нажатии на кнопку "Запустить двигатель", иногда при двукратном (при включении зажигания), а иногда приходится включить-выключить магнитолу, чтобы питание появилось. В общем, как-то всё очень сложно. Протяжка для проводов (как она правильно называется-то?) выручает в который раз.


Кстати, снятое водительское виденье выдало ошибку подушек безопасности после включения зажигания (так как отсоединил датчик пристёгнутого ремня безопасности), которая, к счастью, прошла после возвращения сиденья на место. И при этом был очень забавный глюк в машине - свет салона отказывался гаснуть автоматически. Точнее, он затухал, но через пару минут приборка делала "дзынь" и снова зажигала свет. Заметил это случайно, отправился ночью в гараж, смотрю - в салоне свет работает!

11. Далее протягиваю провода под пластиковой обшивкой порога к основанию сиденья. Так как все линии и инвертор снабжены предохранителями, то при прокладке (в том числе 220в) я не использую защитную гофру.


12. На всякий случай протянул сюда и 220в, правда, подключать пока не стал. Теперь что касается линии на 12в, а точнее, самих проводов. Учитывая расстояние от сиденья более двух метров, чтобы избежать просадок, один черно-красный провод я использовал как сдвоенный "плюс", а второй - как "минус", который подключил болтом к трубе под торпедо (клемма видна на фотографии). Таким образом, сечение каждой "линии" составило 2 х 2,5мм.кв. = 5мм.кв.


13. В стенке ящика делаю отверстие и подключаю зарядку "Орико" на 3 порта ЮСБ (один из которых поддерживает стандарт быстрой зарядки). Долго думал, стоит ли размещать здесь дополнительное гнездо прикуривателя, но потом решил, что пока незачем.


14. Напоследок добавил радар-детектор. Скорость мы не превышаем, но информация о том, что где-то работает камера лишней не будет. Вот как всё выглядит в собранном виде. От этого блока запитана беспроводная зарядка для телефона, приклеенная к штатному держателю. И здесь же удобно заряжать всякую мелочёвку. Например, когда были в Крыму, тут жил вайфай-роутер с местной симкой. Один раз включил его, поставил на зарядку и забыл до конца поездки, при этом в машине постоянно был интернет.


Если вдруг потом решу, что здесь нужны дополнительные розетки на 12 или 220 вольт, добавить их будет легко, так как проводка уже протянута.

15. Далее. В основаниях сидений, а также в багажном отделении есть вот такие отверстия со скошенной стороной. За опцию "дополнительная розетка на 12в в кабине" дилер хотел около 4000 рублей. Гнёзда прикуривателей с Алиэкспресс делают то же самое, только дешевле - за 150-200 рублей. :) Оказывается, у них есть свой "посадочный стандарт", раньше не знал про это. Вставляешь гнездо в отверстие, поворачиваешь до щелчка - и готово! Далее остаётся подключить проводку и вставить новый предохранитель в блок. Этим гнездом за всё время пользовались буквально пару раз, но так как оно не мешает, то пусть остаётся.


16. С пассажирским сиденьем было чуть сложнее. Штатное отверстие на нём "смотрит" в салон, тогда как мне нужна розетка именно для уличного пользования. Пришлось шуруповёртом со ступенчатым сверлом сделать новое отверстие, что оказалось довольно непросто - подлезть мешала пластиковая обшивка, так что сверлить пришлось под сильным углом, одновременно удаляя стружку пылесосом. Сверло при этом постоянно закусывало, а дрель использовать побоялся, так как мощности у неё очень много. В общем, пришлось повозиться. Но в результате - розетка именно там, где мне надо, в неё можно воткнуть штекер и при этом захлопнуть дверь, расстояния в том углу достаточно, чтобы они не мешали друг другу.


Этой розеткой пользуемся постоянно, чаще всего - для накачки воздушного матраца на море.

17. На аккумулятор под пассажирским сиденьем изначально установил "музыкальные" клеммы, к которым зажимными винтами подключалась силовая проводка. Для второго и третьего аккумулятора такие же клеммы заказал у другого продавца и... они пришли чуть другие, в том числе и под другой диаметр проводки (тут два отверстия под провод 50кв.мм., а там одно на 50, второе на 35). Так вот, те, которые стоят на двух дальних батареях, держат проводку хорошо (проверял уже несколько раз), а эти периодически приходилось подтягивать. В итоге решил, что это неправильно, купил обычные клеммы для силовых проводов и обжал их клещами.


18. При этом в углу установил четырёхпозиционный выключатель (копия Хелла, оригинал год назад не смог найти в наличии в Москве). Держит ток в 200 ампер длительное время и до 1000 ампер краткосрочно.


Выключатель позволяет:
1) Отключить все дополнительные батареи от сети
2) Подключить только АКБ под передним сиденьем
3) Подключить только два АКБ позади салона рядом с холодильником
4) Подключить все три АКБ вместе

Закреплять его никак не стал, он просто лежит в углу, прижатый отопителем, а силовая проводка не даёт выключателю сдвинуться с места. Расположил его именно здесь, так как в то место у меня легко пролезает рука при отодвинутом назад пассажирском кресле, следовательно, можно быстро выключить все аккумуляторы при необходимости.

По-хорошему, на двух задних АКБ тоже надо бы поменять клеммы на "обычные" и добавить сзади к силовой проводке автоматический предохранитель на 150 ампер, и то, и другое у меня давно лежит в запасе. Так будет правильнее и более безопасно.

19. Последний штрих - уличная подсветка лагеря. Так как подключается она со стороны кабины, то пусть тоже будет в этой части. На авторынке я купил пять вот таких диодных светильников, как мне сказали, они используются в том числе для уличной рекламы. Водонепроницаемые, очень яркие, крепятся двухсторонним скотчем. Из них я сделал две группы (можно включить либо первый, либо остальные четыре, либо все пять вместе). Клеить двухсторонних скотч на мастику днища машины - дело неблагодарное, так что в качестве основания я использовал подходящий кусок кабель-канала, дополнительно притянув светильники хомутами.


20. Для управления я заказал несколько вот таких радиоблоков на 12в, каждый из которых содержит 4 реле, но самое главное - к блоку можно одновременно привязать два пульта управления. Один пульт можно стационарно приклеить на стену в кемперочке, а второй носить в кармане и управлять светом удалённо! А к каждому пульту, в свою очередь, можно привязать несколько блоков, что очень удобно, чтобы не тянуть лишнюю проводку по салону.


21. Например, у меня с одного пульта управляется как уличная подсветка (белый блок под передним сиденьем на фото, в нём задействованы первый и второй канал), так и потребители в задней части салона (другой блок, третий и четвёртый каналы соответственно).


22. Хотелось бы отметить один специфический момент. Мне не нужен очень яркий свет, заливающий всю поляну перед лагерем. Я люблю фотографировать звёздное небо, в том числе когда в кадре есть наш домик. И если свет будет очень ярким, на фото получится огромное засвеченное пятно, отсюда и разделение светильников на две группы. Разместил их под днишем машины, светят они строго вниз, ночью глаза быстро привыкают и вокруг лагеря всё хорошо видно даже в слабом отражённом от земли свете.


Более того, тот светильник, который работает один, пришлось даже заклеить изолентой, потому что на снимках с длинной выдержкой он получался очень уж ярким. Теперь света ровно столько, сколько мне надо. Вот такие тонкости. :)

Подводя итоги:

1) Проверил силовую проводку под нагрузкой (заряд разряженных батарей)
2) Поменял клеммы АКБ и добавил аварийный размыкатель плюса
3) Поменял инвертор на "чистый синус" и добавил провод дистанционного включения
4) Установил 4 розетки на 220 вольт в разных точках кемпера
5) Установил 3 розетки на 12 вольт на передние сиденья и в кухонный модуль
6) Установил сигнализатор утечки газа
7) Добавил ЮСБ-зарядку и радар-детектор под лобовое стекло
8) Сделал двухуровневую уличную подсветку

Бюджет данного этапа и ссылки на оборудование (цены на январь 2020г):

Инвертор на 600 ватт с чистым синусом - 3580р
https://aliexpress.ru/item/33008273207.html

Сигнализация утечки газа - 650р
https://aliexpress.ru/item/33024127283.html

Выключатель плюса трёхпозиционный на 200 ампер - 650р
https://aliexpress.ru/item/4000144234820.html

Новые клеммы для АКБ - 250р
https://aliexpress.ru/item/33044311153.html

Блок реле с двумя беспроводными пультами - 700р
https://aliexpress.ru/item/32782409890.html

Гнёзда прикуривателей (герметичное с заглушкой в круглое отверстие, а также обычное в штатное отверстие основания сиденья) - 400р
https://aliexpress.ru/item/32566878157.html
https://aliexpress.ru/item/32825018959.html

Зарядное устройство Orico на 3 порта USB - 500р
https://aliexpress.ru/item/32800808528.html

Радар-детектор Супра - 2500р (точную цену не помню, он у меня давно)
https://supra.ru/catalog/radar_detektory_arkhiv/radar_detektor_s_gps_supra_drs_ig68vst/

Накладные розетки Шнайдер Электрик Этюд - 3шт х 100р = 300р
https://leroymerlin.ru/product/rozetka-nakladnaya-schneider-electric-etyud-s-zazemleniem-11301124/

Диоды для уличной подсветки - 500р (покупал на авторынке)

Итого (за вычетом инвертора, его уже учитывал в предыдущих записях): 6450р.

Видео с подробным рассказом про подключение электрики:

image Click to view



Следующая часть будет посвящена подключению электрооборудования в салоне кемпера (холодильник, свет и подсветка, мониторинг солнечных батарей, автоматика подогрева воды и так далее). Мой самый любимый этап, когда все отдельные блоки один за другим "оживают" и начинают работать как единое целое!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Делюсь опытом, Тюнинг, Спринтер, Московская область, 2020, Видео, Кемперостроительство

Previous post Next post
Up