Видео в разрешении 6K

Jul 17, 2018 00:41



Когда больше значит лучше.

Казалось бы, что может быть проще съёмки таймлапса? Поставил камеру на штатив, задал количество кадров и интервал между ними - и сидишь себе рядом на стульчике, попиваешь чай, ждёшь, пока на карту памяти запишется очередной шедевр…

Собственно, всё это так и есть до тех пор, пока ты не решишь снять что-нибудь посложнее. Например, переход от дня к ночи - крайне интересный процесс, который на зарубежных форумах любителей интервальной съёмки называют "Святой Грааль".

Шутка ли: на закате выдержка камеры, к примеру, составляет 1/1000 секунды (то есть 1 миллисекунду, за которую затвор издаёт быстрое "щёлк-щёлк"), а ночью, когда всё небо усыпано звёздами, та же выдержка составляет уже 30 секунд (то есть меняется в 30 тысяч раз по сравнению с той, что была во время заката). А ещё за это время чувствительность матрицы поднимается с ISO200 до ISO3200-6400, многократно увеличивая нашу и без того немалую цифру.

Человеческий глаз умеет эффективно приспосабливаться к столь значительной смене окружающего освещения, и должен сказать, что современные камеры его постепенно догоняют.

Собственно, во время съёмки перехода день-ночь можно либо довериться автоматике камеры, либо контролировать всё вручную.

Автоматика - дело хорошее, но не очень надёжное. К примеру, снимаешь ты горы, где-то вдалеке проехала машина, осветив их фарами - камера решает, что фотография получится слишком яркой и делает её темнее по сравнению с остальными. Диафрагма внутри объектива тоже представляет собой механическое устройство, которое остаётся открытым в обычном режиме, но закрывается до нужного значения именно в тот момент, когда ты нажимаешь кнопку спуска. Положение её лепестков при этом может отличаться на микроскопические значения, что, однако, приводит к тому, что внутрь объектива будет попадать чуть разное количество света.

Соответственно, кадры, сделанные подряд, будут немножко, самую малость отличаться друг от друга по яркости. И если при просмотре двух разных по яркости картинок глаза будут этот самый перепад компенсировать (вы просто его не заметите), то уже на итоговом видео разница в яркости приведёт к неприятному мерцанию, которое на тех же форумах называют "flicker".

Одним из способов избежать этого является съёмка в ручном режиме с ручной коррекцией настроек камеры в процессе. Долгий и муторный процесс, который не зря прозвали "Граалем".

1. Вот как выглядит снижение общей яркости для серии кадров при ночной съёмке в горах (кривая синего цвета). Солнце уходит за горизонт, картинка на экране становится темнее. Я в этот момент нахожусь рядом, когда яркость кадра падает на 2/3 ступени, поворачиваю на камере колёсо, задающее выдержку, на два щелчка, тем самым компенсируя недостаток яркости.


Из-за этого наша кривая представляет собой зазубрины: яркость плавно падает вниз, я увеличиваю выдержку, она подскакивает обратно. Дальше снова потихоньку падает вниз, и каждый раз я снова возвращаю её "к норме". Тут самое главное - не упустить момент, так как загубить в этом случае последовательность кадров очень легко, на видео переход будет сильно заметен. Права на ошибку вообще нет, потому что в итоговом видео будут видны все недочёты. Чем аккуратнее и точнее будешь управлять камерой, тем меньше времени займёт последующая обработка.

Ближе к середине становится заметно, что количество рывков кривой начинает уменьшаяться - на улице окончательно стемнело, яркость перестала меняться и, как следствие, её не нужно корректировать. Если во время съёмки из-за горизонта появится Луна и начнёт освещать всё своим светом, кривая резко поползёт вверх, и настройки камеры вновь придётся менять.

2. Для обработки таймлапсов я очень давно использую программу LRTimelapse. Собственно, альтернатив для неё не вижу. Шесть лет назад я приобрёл для неё "personal"-лицензию, и тут вот недавно вышла пятая версия программы. После чего, мы с супругой решили, что в нашем семейном бюджете должно найтись 165 Эуро за лицензию "professional". :)


3. Конечно же, свежеприобретённую программу захотелось срочно испытать "в боевых условиях". Тем более, что на Новый год как раз купили с рук беззеркалку Fujifilm X-A3, которая является одной из младших моделей в линейке, специально чтобы во время наших автомобильных путешествий было больше фотографий семьи и быта, так как мне почему-то всё время не до того, и в итоге приходится довольствоваться кадрами с айфона. Долго не раздумывая, беру штатив, включаю автоматический режим и ставлю камеру на крыльцо на три часа - хорошо жить за городом!


4. Ночью, после окончания съёмки, загружаю "равки" в LRTimelapse и очень удивляюсь тому, насколько плавно и аккуратно отработала автоматика. На зеркалках даже на автоматических настройках кривая яркости у меня была вся в зазубринах, что давало сильное мерцание на видео (в общем-то, именно поэтому я всегда предпочитал съёмку в ручном режиме).


Я бы даже сказал, что мне очень понравилось то видео, которое было, что называется, прямо "из камеры", но так как закат оказался "сложным" (по небу бежали тучи, из-за чего яркость за время съёмки три раза падала и снова поднималась, что видно на нашей кривой), то сущность перфекциониста потребовала небольшой доработки: добавил с десяток ключевых кадров, компенсировав тем самым перепады яркости (желтая кривая, которая идёт в противовес синей). Это всё заняло несколько минут.

5. На следующий день накрутил телевик и начал съёмку заката. Тоже в автоматическом режиме. Снова идеально ровная кривая, автоматика отработала отлично.


- Ах ты ж хитрая жопа создание! - подумал я, и на третий вечер, поставив камеру на штатив, начал изо всех сил этой самой автоматике мешать.

6. Бегал мимо датчика движения, чтобы включались уличные прожекторы на стене дома. Моргал дальним светом на припаркованной машине. Вручную менял одни настройки, чтобы посмотреть, как камера автоматом поменяет другие, и хватит ли её возможностей на это. В общем, развлекался как мог. На этот раз меня уже интересовала не автоматика камеры, а как LRTimelapse отработает все "косяки" съёмки - не зря же мы заплатили немцам столько денег?


7. В программе появился специальный режим, в котором она перед созданием итогового видео генерирует каждую фотографию, оценивает её уровень яркости, приводит его в норму по сравнению с остальными, и только после этого передаёт итоговые данные коррекции в Adobe Lightroom. Розовая кривая - это автоматическая коррекция итоговой яркости кадров, приятно посмотреть.


Всё это занимает ровно в два раза больше компьютерного времени, чем раньше. Но огромный плюс заключается в том, что она фактически делает это за тебя сама, не нужно вручную выравнивать яркость соседних кадров! То есть реально нажал на кнопку, подождал в два раза дольше, но результат - агонь!!! Собственно, о нём чуть позже, а пока вернёмся к нашей первой съёмке.

8. Вот начало. Время 20:03, на улице светло. Закат примерно в 21-00. Небо затянуто тучами. ISO200, F/3.5, выдержка 1/680 секунды (что составляет примерно 1,5 миллисекунды).


9. Вот конец. Снято 689 кадров. Время 22:56 (прошло почти три часа), на улице темень. ISO3200, F/3.5, выдержка 1,5 секунды (1500 миллисекунд).


10. Вот после обработки в пару кликов (насыщенность цветов, контраст, небо чуть темнее).


11. Вот как "видел" картинку Айфон 7 (снято на следующий день, в то же время, но небо ясное - когда снимал на беззеркалку, на улице всё-таки было темнее).


12. Вот 100% кроп, чтобы оценить детали. Да, если максимально приблизить, немного видны шумы, но это вообще-то ни разу не полный кадр (кроп-фактор 1,5), ночь, ISO3200 и камера размером с "мыльницу"!


Ну а теперь переходим к самому интересному. Судя по цифрам в левом верхнем углу, разрешение кадра, как и на "взрослых" моделях Фуджи, составляет 6000х4000 точек, то есть 24 миллиона пикселей.

13. В интернете легко нашлась картинка, показывающая разницу между разрешением Full HD (1920x1080 точек, как у телевизора) и разрешением 4K.


14. А вот разницу между Full HD и 6K навскидку найти не удалось, так что пришлось нарисовать картинку самому.


Итак, зелёные квадраты - это наш "телевизор". Синий квадрат - формат видео 4K (3840х2160). Красный - 6K (5760x3240), в него "влезает" уже 9 картинок с телевизора.

Сенсор камеры - оранжевый квадрат - 24 мегапикселя. Много или мало?

1920 х 1080 = 2 073 600 точек помещается на экране телевизора.

24 000 000 / 2 073 600 = 11,57 "картинок" Full HD содержится в каждой фотографии нашей "мыльницы". Такая вот простая математика.

15. До этого я экспортировал таймлапсы с разрешением 3K или 4K. Профессиональная лицензия позволяет экспортировать видео в разрешении до 8K, или же в оригинальном разрешении фотографий, чем я и воспользовался.


16. 689 снятых RAW-файлов заняли 29,6 гигабайт на диске. Из них получилось такое же количество Jpeg-картинок в максимальном качестве, которые заняли уже 11 гигабайт. Их-то я и скормил LRTimelapse, после чего через какое-то время получил 28-секундный видеофайл, "весящий" те же 11 гигабайт. Ппц, у меня первый жёсткий диск был ёмкостью 42 мегабайта, и там хранилось куча всего важного, а тут 11 гигов меньше чем на полминуты видео.


По привычке дважды ткнул в него мышью... И вот тут мой аймак, которому уже пять лет, но который довольно бодро ворочает 4K-видео с дрона, прям мрачно "прифигел". Подвисло всё, вентиляторы загудели. "Хозяин, ты совсем того?!"

17. В общем, посмотреть не получилось. Скормил файл всеядному "Файнал Кату", и тот его с удовольствием прожевал, даже не поперхнувшись. Правда, делал это долго, видимо, для лучшего пищеварения. :) Перевёл в какой-то свой внутренний формат, после чего редактирование уже прошло как обычно.


Ладно, как говорится, лучше сто раз увидеть, чем один раз прочитать, тем более, что тексты сейчас, судя по всему, никому не интересны, а вот "Ютюбчик" любят все! То, что у нас получилось в итоге. Смотреть лучше в максимальном качестве на полном экране. К сожалению, Youtube всё равно понижает качество в угоду скорости.

image Click to view



Пара моментов:

1) Мерцающий фонарь - это не "косяк" камеры, а он действительно мигает. Уже пару месяцев как. Лампа включается, пару минут греется и гаснет. Надо бы позвонить электрикам в посёлке. Соседний фонарь вдали, как видно, светит нормально.
2) Ставить камеру с огромным телевиком и отключенным стабилизатором на деревянное крыльцо было не очень хорошей идеей. По дрожанию хорошо видно, когда Юля убегала от двух зазевавшихся такс.
3) В последней части видна не работа автоматики камеры, а именно коррекция программы LRTimelapse. Раньше подобные вещи я сразу удалял, а теперь смотрю - вроде и неплохо получилось! Мерцание хорошо заметно, если смотреть на забор.

Кто-то скажет: "Да у меня селфи-камера Айфона Хэ снимает круче". Но то айфон, он дорогой и стеклянный, а тут металлическая "мыльница", которую сейчас на Авито можно найти за 14 тысяч...

18. Не мог не вставить этот мем напоследок, извините.


Выводы:
1) Автоматика может творить чудеса, если уметь её готовить.
2) Штатив и телевик на трясущейся поверхности - это плохо.
3) Техника шагает вперёд с какой-то дикой скоростью.
4) Мыльница, похоже, супруге всё-таки не достанется. :)))

В голову пришла мысль переделать снятый на Кавказе материал с 4K в разрешение 6K. Займёт, наверное, пару вечеров, но только вот где и на чём его смотреть???

2018, Делюсь опытом, Таймлапс, Московская область, Видео, Оборудование/Экипировка, Техника

Previous post Next post
Up