Наверное, первой частью следовало бы сделать именно ориентирование, а не
элитные туры. Потому что если вы только поняли, что вам нравится ездить на велосипеде, то вряд ли решитесь отправиться куда-то далеко, тем более в одиночку. Хотя я знаю
замечательное исключение, но тут наверное дело ещё в том, что у Мишель напрочь отсутствует соревновательный дух. А что делать тем, у кого он есть? Тем, кто хочет понять, насколько хорошо он ездит на велосипеде? Сам я вышел в велосипедное общество именно через ориентирование.
Очевидно, что сразу соваться в велогонки глупо - вызовом будет сама дистанция, не говоря уже о соперниках. А разочарование собственным выступлением может вообще отвернуть вас от велосипеда. Когда я узнал о городском ориентировании (далее ГО), то жалел только об одном - что не узнал раньше. За 7 с лишним лет я проделал долгий путь, который можно уложить года в два, если избежать многих ошибок. О них я и расскажу ближе к концу поста.
ГО - это поиск объектов по заданным адресам и выполнение какого-то задания на этих объектах. Задание варьируется от перерисовки знака до подсчёта букв "и" в надписи. Объекты часто найти очень непросто, а найдя - нужно внимательно его осмотреть и понять задание с точностью до запятой. Потому что штраф за неправильный ответ будет стоить вам либо большого штрафа по времени, либо проигрыша всем, у кого ошибок на КП меньше.
ГО - это идеальный старт для неравнодушных к велосипеду. Дело в том, что время в седле и на ногах примерно одинаково! Например, если дистанция составляет 100 км, то это не значит, что вам придётся крутить педали без остановки 5 с лишним часов. Будет так: вы получите список адресов и начнёте прокладывать маршрут - это 5-30 минут. Потом вы поедете по этим адресам. Интервал собственно езды от одного КП к другому составит обычно 3-10 минут. Больше - очень редко. Подъезжая к КП, вы замедлитесь и будете искать требуемое в задании - пешком или на велосипеде не так важно, силы тратиться не будут. Найдя, вы его либо запомните, если уверены в себе, либо запишете. Итого время пребывания на КП будет варьироваться от 1 до 5 минут. 7-10 КП и вы получите легенду следующего этапа (список адресов и заданий). Снова смена вида деятельности и отдых ногам.
Пройдя всю дистанцию, вне зависимости от количества ошибок, у вас будет совершенно честный повод сказать: я проехал(а) 100 километров! Даже большинству велосипедистов этот рубеж кажется непреодолимым, а уж тем, кто крутил не чаще, чем я пил пиво - невообразимым. Так что респекты соберёте. Далее вы расстроетесь, что из-за незамеченной буквы или лепестка занимаете 67-е место, но лучше обратите внимание на чистое время. Вы ведь были на всех КП? Значит проехали никак не меньше тех, кто все задания выполнил правильно. Скорость в топ-20? Отлично - сделайте несложные выводы, продолжайте регулярно кататься на велосипеде, и призы вас найдут - возможно раньше, чем вы ожидаете.
Где участвовать? В московском регионе есть следующие проекты, которые регулярно проводят соревнования по ГО.
Бегущий Город - легендарный, престижный и популярный. Пару лет назад хотел даже писать энциклопедию БГ, в которой было бы то, чего на сайте проекта нет - много рассказов участников и анализа их выступлений. Много интервью. Главная особенность соревнований - зачёт сначала по взятым КП, а уже потом по времени.
Побывать на КП не значит взять его!
Ответ на задание - это не доказательство того, что вы были на КП. Поэтому если сказано "перепишите", то переписывайте с точностью до запятой - опечатка конечно не оспорит того факта, что вы на КП были, но зачтён он вам не будет. Вопрос ехать ли на КП, если правильный ответ вы знаете оставлю решать вам - моё мнение было не так давно озвучено. Такая дилема вполне возможна в условиях города - объект находится у вас во дворе, и вы прекрасно знаете, сколько лошадок на детской площадке. В последние годы часто бывает так, что КП берётся из Яндекс.панорам или Google street view - тратить время на проверку такой возможности я не рекомендую. Во-первых, это неспортивно (вы не в поиске в интернете соревнуетесь), во-вторых, глупо (тратится время на лишнее действие), в-третьих, себе дороже (в интернете будет виден не весь объект, и вы пролетите).
На пути к КП выучивайте наизусть задание, проникайтесь им - ничего не пропускайте, но и не добавляйте.
Не нужно искать подвоха на каждом КП, но и думать, что в задании опечатка - тоже. Если сказано "максимальный номер комнаты", то ищите номера именно комнат, а не квартир, офисов или кабинетов.
Приближаясь к КП, обращайте внимание на других участников, особенно велосипедистов.
Это позволит вам сэкономить время на поиск памятника, таблички, подъезда или бойлерной. Опознать участников элементарно - бейджи, карты, а у велосипедистов планшеты. Очевидно, если из арки вылетает один или несколько велосипедистов, то объект там - смело сворачивайте, они нашли его за вас. В то же время, сохраняйте бдительность, ориентируясь по другим категориям - два КП могут стоять очень близко, но ваше задание другое. Самый распространённый пример - мемориальные таблички: в одной категории заданы на углу здания, в другой - у входа.
При малейшем затруднении найти объект - спрашивайте прохожих.
Это особенно полезно, если задано что-то колоритное. Например деревянные исполины, крошечный водоём или беседка. Чуть хуже дела обстоят с адресами - жители дома 17к1 могут всю жизнь не знать, где 17к2. Я вот всю жизнь живу в 45к1, но где в точности находятся 45к2 и 45к3 - не знаю.
Участвуйте в команде в составе 2 человек.
Это оптимальное количество для категории, потому что ваша деятельность чётко делится на ориентирование и взятие КП. В то же время, команда едет со скоростью самого медленного участника, и этот медленный участник должен быть "КПшником", сидя на колесе у быстрого "Навигатора". Закрывать от ветра - это больше, чем кажется. Намного больше. Так что если не можете ехать быстро, учитесь сидеть на колесе. Расстраиваться причин нет - ответственность КПшника гораздо выше Навигатора, ибо первый сразу рискует десятками мест, а второй только временем. Таким образом, листок с заданиями находится у КПшника, и заметив нужный топоним он (уже выучив задание) выставляет прицел и готовит меткий выстрел. Навигатор в это время уточняет как ехать дальше, и становится в нужном направлении - КПшнику остаётся только взять велосипед и сесть на колесо.
Пользуйтесь навигационными приборами. С умом.
Главный плюс GPS даже не в том, что он быстро находит адреса, а в том, что вы всегда знаете своё местоположение, и риск проехать или не доехать до поворота минимален. При этом, не доверяйте навигатору прокладку маршрута. Велосипедист в Москве обладает преимуществами как автомобилиста так и пешехода - перескок на тротуар, срез через двор, аккуратный проезд по встречке. Эти и другие связанные с ПДД вопросы каждый решает для себя сам. Могу только сказать, что с годами смелость растёт. Наверное, вместе со смелостью растёт и риск получить, но я не очень-то верю в тер-вер и мат-стат.
Держите под рукой мобильный интернет.
В навигаторах не всегда есть все дома, не всегда удобно искать парки, пруды и памятники. Если задан монумент в Парке Победы, а вы не знаете, где он - ищите заранее. Потому что от его положения будет зависеть ваш маршрут.
Как видите, я почти ничего не пишу про скорость передвижения. Да, в ГО гораздо важнее быстро прокладывать маршрут, быстро ориентироваться на дистанции и быстро брать КП. Впрочем, хорошая трасса всегда будет содержать пару длинных перегонов, на которых можно открутить потерянное время, и пару отдалённых бонусов - КП, которые можно не брать, но взятие откручивает время с вашего результата.
Советы от Павла Демещика, живой легенды ГО Бегущий город - это гигантский, но далеко не единственный проект. К тому же, БГ Москва бывает только раз в году. Ну ещё бывают в "электричной доступности" 1-2 соревнования. На всё остальное надо ехать поездом. Если вы любите велосипед - заявляйтесь в категорию Всадник-про. Пугаться дистанции или суффикса "про" не нужно - думайте о том, что вы будете среди лучших и гораздо быстрее научитесь. Мне повезло - в 2007-м не было разделения, а когда оно появилось, я уже был уверен в своих силах. А так мог бы и в лайт пойти...
Рогейны. Проводятся не реже 2 раз в год. Характерны:
- массовым стартом
- электронной отметкой на КП. Задача найти станцию и прислонить к ней чип, который цепляется на руку каждому участнику команды до старта.
- эксклюзивной картой от организаторов, выдаваемой за 1 час до старта
- на карте кружками отмечены все КП и кол-во очков, которые они дают
- другими картами и навигаторами пользоваться запрещено
- точное указание местоположения станции даётся в легенде, выдаваемой перед стартом
- времени на взятие всех КП у вас нет (иногда есть, но это считается просчётом организаторов)
- зачёт по сумме набранных очков.
Перекати-город проводится два раза в год. Характерен заранее известным районом соревнований, короткой дистанцией (50-60 км) и штрафом за ошибку на КП в размере 40 минут. Фактически это спринт-ориентирование - любая заминка обходится дороже.
Формула ОТ и
Следопыт характерны малым числом участников высокой концентрацией КП и загадками.
Расстояния между КП редко превышают 1 км, т.е. находятся в шаговой доступности друг от друга. То есть вы будете дольше прокладываться, дольше искать и дольше брать КП и меньше ездить на велосипеде. Но это детали, а вот загадки.
Загадка - это способ задания адреса через вопрос по краеведению/истории/географии/искусству и/или на сообразительность. В отличие от езды по городу и ориентирования, к загадкам невозможно подготовиться - максимум, что вы можете, это распечатать список топонимов и крупных объектов в районе соревнований и почитать про них в Википедии. Всё остальное зависит от склада вашего ума, характера и удачи. Прокладка маршрута на этапе с загадками составляет от 30 минут до 2 часов. Очевидно, что при таком разбросе, от вашей езды на велосипеде практически ничего не зависит. И вы идёте разгадывать загадки с перерывами на катание.
Если вы любите велосипед, не участвуйте с ним в загадочных категориях.
Вместе вы достойны лучшего.