Съездил на выборы в Донецкую и Луганскую области. Прокатился по разным городам. Посмотрел, что изменилось с прошлого лета, когда армия освободила северный Донбасс от бандитов. Поговорил с людьми.
К сожалению, стоит признать, что позитивных изменений в регионе почти не произошло. Не изменились люди, пережившие огромный стресс. Не изменилась власть. Не изменился менталитет. Похоже, никто так и не сделал выводов из того, что произошло. Люди не задумались о том, почему была война, кто ее начал и что нужно сделать, чтобы в дальнейшем трагедия не повторилась.
В этом посте выкладываю фоторепортаж из Славянска.
В городе я уже бывал раньше и
один фоторепортаж о нем уже делал. С тех пор изменилось немногое. В самом центре убрали памятник Ленину. Подлатали поврежденные снарядами дома в центре города. Отремонтировали некоторые дороги. В остальном послевоенная разруха осталась в том же виде, в каком я ее застал и в прошлом году.
Впрочем, Славянск и до войны славился разрухой. Здесь, как и во всем Донбассе, долгие годы тянулся хронический экономический кризис. Некоторые советские предприятия умирали от того, что не могли выжить в условиях рыночной экономики. Некоторые распиливали на металл местные дельцы из Партии регионов.
От железнодорожного вокзала к центру Славянска тянется бесконечная мертвая промзона, которая помертвела задолго до прихода банды Гиркина. Тут развалины не менее живописны, чем в Семеновке, пострадавшей от артиллерийского огня.
В советские годы тут построили керамический комбинат - гигантское уродище из безобразных бетонных блоков, где производили кружки и тарелки. Только в СССР могли такое учудить. Разумеется, в нормальных рыночных условиях этот комбинат обанкротился и остановился. А производство посуды перекочевало в небольшие цеха, где работало гораздо более экономичное оборудование.
Всевозможные садовые гномы, копилки, фигурки и сервизы, которые часто можно встретить на рынках или на лотках вдоль трасс, чаще всего имеют славянское происхождение.
Интересно, что в день выборов в городе спокойно висели рекламные борды "Батькивщины", которые должны были быть убраны еще в день тишины. Здесь, как и по всей стране, партия Тимошенко занималась популизмом, обещала контрактную армию и справедливые пенсии. Удивительно, что их политтехнологи не смогли родить никакого креатива, учитывающего региональную специфику. Один шаблон использовался для всей страны. Результат оказался закономерным - низкий результат не только в Донбассе, но и по всей Украине.
Поврежденная снарядами заправка стоит в том же состоянии, в каком была в прошлом году. При этом она работает.
На городских остановках по-прежнему идет война за город, только на этот раз уже с помощью фломастеров, а не снарядов.
Судя по объявлениям на столбах, больше всего жителей Славянска интересует куда бы из него уехать. Варшава, Киев, Москва. Каждый выбирает себе направление по душе.
К выборам подлатали дороги, разбитые гусеничной техникой. Качество ремонта оставляет желать лучшего. Видно, что делали все наспех, чтобы успеть ко дню голосования.
Памятник Артему заживо разлагается. В отличие от Ленина на главной площади, его почему-то не убрали. Видимо ждут, пока декоммунизацию довершит природа.
Здание, где в прошлом году взрывами повыбивало окна, до сих пор застеклено лишь частично.
Дворец культуры имени Ленина тоже за год так и не нашел денег на остекление
Кто-то еще не отошел от войны.
Архитектура
Карандаши. Тут в прошлом году были баррикады из покрышек, а затем - блокпост боевиков Гиркина. Сейчас об этом напоминают только следы от осколков и пуль на столбах.
Попадаются в городе совершенно дикие места. Тротуар в районе поселка Химик зарос кустарниками и травой, как в Чернобыле.
Сходил посмотреть и на Семеновку, которая в 2014 году стала ареной жестоких боевых действий.
Там с прошлого года мало что изменилось. Разбитая снарядами заправка так и стоит в том же состоянии.
По заводу сразу и не скажешь, что его обстреливали. На постсоветском пространстве похожих объектов множество и там, где никогда не было войны.
На асфальте следы от минных разрывов. Постепенно они превращаются в обычные выбоины и лужи
Обгоревшие остовы разбитых артиллерией магазинов ржавеют под дождями. Хозяева не считают нужным их восстанавливать.
Знаки и указатели хранят следы боев. Может, и не стоит их менять. Пусть остаются на память.
Стелу на въезде в город отреставрировали.
Разбитые снарядами дома и постройки остались в том же состоянии, в каком я их видел в прошлом году. Тогда губернатор Тарута обещал восстановить жилье и даже, возможно, построить новый поселок. Ничего из этого не было сделано.
Местные жители конечно винят украинское правительство. Те, с кем удалось поговорить, были обозлены и признавались, что не идут на выборы. Задать самим себе честный вопрос, почему все случившееся произошло именно тут и с ними, жители Славянска не хотят. Многие решили назло Порошенко не выбирать себе местную власть. Очень умно, что сказать...
Большинство жителей на выборах при этом все равно проголосовало за Оппозиционный блок - то есть, за бывшую Партию регионов. За людей, которые раскачали ситуацию, накрутили Донбасс ложью и страшными слухами и убежали, подставив под мины и пули свой электорат, а теперь преспокойно договорились с "кровавой хунтой" и спокойно продолжают зарабатывать деньги и участвовать в выборах.
После такого глупо перекладывать на других ответственность за свои несчастья.
В целом в сознании жителей Славянска после войны мало что поменялось. Люди по-прежнему ведутся на популизм и бредовые заведомо невыполнимые обещания политиков, ждут подачек от государства и власти, абстрагируются от какого-либо участия в жизни города и гражданского общества.
Местная газета наполнена предвыборной джинсой, при этом продается в киоске за деньги. То есть, кто-то платит за то, чтобы почитать невероятную хуйню о том, как Наталья Королевская починила свет в Николаевке.
В итоге выборы с большим отрывом выиграл человек по имени Вадим Лях, который обещал на своих предвыборных бордах "любить Славянск, как Неля". То есть, как предыдущий мэр Неля Штепа, которая сейчас сидит в СИЗО. Думаю, других объяснений, почему в Славянске все так плохо, не требуется.