Для кого: для любителей классической французской литературы об человеческих горестях. Для тех, кто любит, чтобы у персонажей было все плохо. Все. Очень. Плохо.
Что прочитать еще: Золя Эмиль «Тереза Ракен»
Экранизация: нет.
Личные впечатления. И как теперь жить? Этот вопрос возникает всякий раз, когда прикасаюсь к великой французской литературе. Господи милостивый, это ж надо так убиваться за то, чтобы показать, насколько безысходной может быть жизнь. Короли драмы и трагедии французские писатели эти. А еще сложилось впечатление, что братья создавали свой роман вот так: «Эй, Эдмон, я тут придумал, как еще опустить нашу героиню», на что Эдмон отвечал: «Щенок! Я придумал уже три способа довести ее до ручки!».
Но тут же надо отдать должное братьям, они неплохие импрессионисты. Да, в основном роман пестрит черными тонами, серостью и вязкостью слов. Но в тоже время есть и более светлые черты, которые расщепляются на составляющие и иногда обрисовывают возвышения на американских горках. Чтобы потом, разумеется, пуститься во все тяжкие. Во все. Тяжкие. Этот текст можно назвать предтечей натурализму. Братья попытались очертить линию вокруг диагноза «клиническая любовь», завязывая его на физиологическую и психологическую подоплеку.
Каково произведение. Ответ на вопрос к чему может привести большая, светлая, чистая искренняя и всеобъемлющая любовь. Являясь литовкой, она все спотыкается о камни в траве, застревая в дереве, тупясь, ржавея под дождём, и в результате рассыпаясь. И это все то время, когда ее работа к чертям никому не сдалась. Гонкуры взяли и раскрыли этот секрет вечной безответной любви, которая может привести к смертному одру. А еще этот текст, ответ на вопрос сколько нужно сил, чтобы внешне оставаться нормальным человеком, когда внутри уже почти ничего не осталось.
Суть текста. Пережив с десяток бед, деревенщина Жермини приезжает в Париж (видит его и умирает, но позже). Там тоже не сладко. Изнасилование, приставания, бедность. Но на счастье, она устраивается к крутой мамзель, у которой тоже за душой не самая сахарная жизнь. Жермини влюбляется в сына молочницы Жюпийона и это является началом конца. Парень разгильдяй, который пользуется ей. Она же носится за ним со своей любовью, что приводит к еще сотне бед, после чего опускается на социальное дно жизни, пьянство, разврат, воровство, беспорядочные половые связи. Как результат болезнь и смерть.
Текст читается легко, вот только впечатление от него тяжелое. Гонкуры берут твою пятерню и с силой вдавливают в открытую кровоточащую и гонящуюся рану. А ты чувствуешь в ней еще теплоту жизни. С одной стороны, это здорово, изучать анатомические подробности любящего сердца. С другой стороны, что, неужели все так плохо, даже если вы хотите показать народу вокруг, что их беспечная радость это лишь притворство и самообман?
Как-то Эдмон и Жюль выдвинули теорию, что «История - это роман, который был, а роман - это история, которая могла бы быть». А к 1864 году у них померла любимая служанка Роза. Да, они горевали по ней. А потом открылось страшное, она была порочна. И, тем не менее, хорошо о них заботилась. Это бы был прототип романа.
Почему стоит прочитать. А чтобы мы поняли, на какое социально общественно дно нас может опустить настоящая и искренняя безответная любовь, безответная от слова «совсем», которой пользуются, как долгожданным омнибусом, с его потрепанными и продавленными сидениями, везущий нас на кладбище с могилами без крестов.
Иллюстрация: scribd.com/document/11516749/Germinie-Lacerteux-de-Edmond-et-Jules-de-Goncourt