Честно говоря,
снаружи Костел Святого Франциска Ксаверия особого впечатления на производит. На самый большой, на самый высокий, да и украшен довольно скромно для здания в стиле барокко. Но внутри он великолепен.
И доминирующую роль здесь играет грандиозный главный алтарь высотой более 20 метров. Это творение Яна Смита из Решаля (Польша) выполнено целиком из дерва в 1736 году на средства мстиславского каштеляна Самуила Лозового.
Композиция выполнена в виде трёхярусной конструкции, в центре первого яруса которой установлена фигура святого Франциска Ксаверия - одного из основателей ордена иезуитов и миссионера, проповедовавшего христианство в Индии и Японии.
По бокам от него - десять апостолов: Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон
Женская фигура сбоку - жена Самуила Лозового, Констанция. Она, как и супруг, пожертвовала средства на создание этого алтаря.
А вот и сам Самуил (небольшая фигура справа).
В центре второго яруса - Христос.
Слева и справа -фигуры четырёх евангелистов (Иоанна, Марка, Матвея, Луки) и четырёх докторов католической церкви (Григория, Иеронима, Августина, Амвросия).
Третим ярусом (обрамляя витражное окно с изображением Святого Духа) идёт композиция "Глория", символизирующая победу добра над злом
Повторюсь - всё это великолепие вырезано из дерева. В том числе элементы, кажущиеся мраморными.
Из-за этого алтарь чуть не был утрачен в 2006 году, когда из-за неисправности электропроводки в храме возник пожар. Так что то, что мы сейчас видим на четверть - результат работы реставраторов.
Помимо главного в храме установлено 12 (!) алтарей:
Матери Божьей Конгрегатской;
Матери Божьей Розария;
Святого королевича Казимира;
Бичевание Христа;
Святого Иосафата Кунцевича;
Святого Иосифа;
Матери Божьей Шкаплерной;
Матери Божьей Неустанной Помощи;
Святого Иуды Фадея;
Святого Станислава Костко;
Святой Троицы;
Святого Михаила Архангела.
На балконе расположен орган, к которому ведут две винтовые лестницы, скрытые в стенах фронтального фасада.
Мемориальная плита в честь короля польского и великого князя литовского Стефана Батория не должна вводить в заблуждение - останки его покоятся в Кракове. Хотя король умер и первоначально был похоронен именно в Гродно. Но не в этом храме, а напротив - в "
Фаре Витвта"
Несмотря на надпись на памятнике «Граф Антоний Тизенгауз (1733 - 1785), староста Гродненский, подскарбий ВКЛ. Исполняя волю отца и брата, памятник этот поставила Мария Тизенгауз из Пшездецких», нет здесь и его могилы - останки этого выдающегося финансиста и администратора, семейном склепе в Желудке.
Памятник же установлен в Гродно по инициативе его родственника - графа Константина Александра Пшездецкого. Процесс в своё время затянулся настолько, что успел умереть и Константин, и его сын Райнольд, и его сестра Мария. И лишь её сын Константин Александр Пшездецкий завершил начатое дедом.
Традиционно для католического храма, на стенах "стасии" - сцены из жизни Христа
Амвон