Ну, что ж, экскурсия по
линии Осиповичи-Слуцк продолжается.
Станция Верхутино была конечной всего год (с 20 сентября 1906 г. по 1 октября 1907 г.). Этого, однако, хватило для возникновения местной легенды о том, что название деревни напрямую связано с железной дорогой. "Еду до верхушки дороги - до Верхутино". История наглядно демонстрирует, насколько можно доверять устным преданьям.
На карте Woiewodzywa Minskie y Nowogorodzkie (1772 г.) Верхутно нет. Что вполне естественно, так как первое упоминание населённого пункта с таким названием произойдёт на полвека позже (инвентарь имения Верхутино 1826-1839 г.г). Карту же я привожу, чтобы показать, что в последние годы Великого Княжества Литовского территория, на которой находятся Слуцк, Уречье, Верхутино и Старые Дороги, входила в состав Новогрудского воеводства (выделено фиолетовым). Причём, Слуцк являлся центром повета. А вот место, на котором возникнет станция Осиповичи, относилось к Минскому воеводству.
Появление Верхутино в документах не означало нанесения на карту. На месте Верхутино изображены Оточки (реально расположенные западнее). Зато, со строительством дороги через Слуцк и Бобруйск на карте уверено "прописалось" село Старые Дороги (между тем, село Дороги известно аж с 1524 года). Фрагмент карты из Подробного атласа Российской Империи Н. Зуева. (1857 г.):
Переход в состав Российской Империи отразился и на местном подчинении - теперь описываемые территории входили в состав Минской губернии. При этом Старые Дороги и Уречье из подчинения Слуцку перешли в Бобруйский уезд. Причём, произошло это не одномоментно. Если со Старыми Дорогами это произошло сразу по присоединении, в 1793 году, то западнее Уречья граница уезда перенесена только в 1801 году. Такое деление сохранялось до введения в БССР округов взамен уездов. Так что, до прокладки путей к Слуцку, железнодорожная ветка Осиповичи-Уречье вся находилась на территории одного Бобруйского уезда.
Имение Верхутино насчитывало 10 750 десятин земли и одно время принадлежало Петру Львовичу Виттегштейну. В дальнейшем объединено c имением Уречье.
Самое раннее из изображений Верхутино на картах я обнаружил в "Военно-дорожной стратегической карте Европейской России" 1912 года. Показан фрагмент двух смежных листов карты. К сожалению, карта измята и скан вышел несколько кривым.
Фрагмент "трёхверстовки" 1915 года. Тут уже Оточки (тоже, кстати, остановка железной дороги) на своём месте - между Верхутино и Уречье. А в Верхутино обозначена "Пильня" и изображёно ответвление узкоколейки. Впрочем, показан лишь небольшой кусочек последней - наибольшая длина составляла 9 вёрст и достигала реки Оточка (ныне Талица).
Строительство этой дороги напрямую связно с тем, что в 1905 г. имение Верхутино-Уречье приобрёл немец-коммерсант Фриц Шульц - владелец одноимённой фирмы. Фирма "Фриц Шульц" построила в Бобруйском уезде 4 лесоперерабатывающих завода. В Верхутино был самый крупный (лесопильно-фанерный) завод. Были построены 12 пилорам, дома для служащих, общежития для рабочих, двухэтажное здание правления и двухэтажный дом владельца. Первоначально на заводе работало более 400 человек. К 1907 г. - около 700. Вся продукция вывозилась в Германию.
Неплохой прирост для деревни, в которой до этого жило всего 38 человек (на 1897 год). Максимальной численности население достигло в 1917 году, когда в посёлке проживало 824 человека в 153 дворах.
В 1906 году завод сожгли, но вскорости он был восстновлен. Окончательно сгороел незадолго до Первой Мировой войны. Уцелели только двухэтажное здание правления (после революции перенесено в г. Старые Дороги под райисполком) и дом Шульца (в дальнейшем размещена семилетняя школа). Повреждено и растащено на брёвна во время Второй Мировой.
Надо сказать, что места тут партизанские. Так что мост послевоенный. В 1943 году 64-я (имени Чкалова) и 100-я (имени Кирова) партизанские бригады старый мост взорвали.
Конструкция весьма распространённая. Как и забава лазить наверх. Самые одарённые догадывались ходить по поперечным балкам с одной стороны на другую. Нижнюю часть моста оккупируют рыбаки.
Справа от моста поросшая кустами насыпь, остатки былой роскоши - второго пути. Любопытно, что помимо этого участка с двух сторон от моста, на пути до Старых Дорог, следов наличия второго пути не видно.
Я оказался в ситуации сапожника без сапог - долгое время регулярно бывая в Верхутино, нормальными фотографиями станции обзавестись не озаботился. Поэтому воспользуюсь закромами
railwayz Белые столбики обозначают автоматический железнодорожный переезд. Причём, кадр снят с места, где находился старый, снесённый при удлинении путей станции. Вдали виден мост. А в кустах справа прячется так называемая "казарма" - этакое семейное общежитие для железнодорожников. Если не ошибаюсь, это последнее, что сохранилось от лесопильного завода.
Перрон. Подавляющее большинство поездов идёт без маневров по станции. Поэтому прибывает на второй путь. Первый используется при необходимости разминуться.
Новый вокзал. Девяностые годы XX века.
А это старое здание вокзала. Ныне используется, как жильё. Белые кирпичные пристройки появились уже в этой ипостаси. Раньше вдоль забора и перрона росли деревья. Но теперь их всех спилили и выкорчевали. Слева под синей крышей железнодорожный колодец.
Товарняки тут ходят, в основном, такие - с вагонами для сыпучих грузов. Хотя эти старенькие. Сейчас уже чаще видишь такие, как в
статье о Слуцке.
Асфальтовая дорога от Горок на Уречье прошла невдалеке, но мимо. Так что дороги Верхутино, вероятно, так и останутся грейдированными. Хотя это, конечно, далеко не та грунтовка, при которой двадцать лет назад лужа перекрывался всю улицу целиком.
Пережившая бум в начале прошлого века, деревня потихоньку сдаёт позиции. Ферма закрыта и давно разобрана на материалы. Молодёжь из деревни уехала ещё в семидесятые. Семилетняя школа сначала преобразована в начальную, а в девяностые закрыта. Клуб заброшен. Совсем недавно ликвидировано почтовое отделение. Впрочем, до окончательного финала деревне ещё далеко. Да и дачные перспективы имеются. И не последнюю роль в этом играет наличие железнодорожной станции. Так что если железная дорога и не породила Верхутино, то роль её всё равно трудно переоценить.
Другие статьи по теме линия "Осиповичи-Слуцк":
Две башни. Старые Дороги и Слуцк. Осиповичи. Город с паровозом на гербе. Уречье