Не приспособлен я для курортного отдыха. Нет, плавать я люблю. Но валяться на пляже кверху брюхом? Брр… Скука. На третий день пребывания в маленьком болгарском Кранево вздумалось козлику в лес погуляти захотелось в тень и чего-нибудь этакого. В пределах пешей досягаемости на карте обнаружилось два интересных объекта - римская крепость и заброшенный военный городок в/ч 70070. Плюс состоял в том, что координаты у объектов совпадали. Вернее это казалось плюсом при составлении маршрута. А вот для сохранности более древнего сооружения это был жирный минус. Так что сразу оговорюсь, что никаких следов пребывания римлян не наблюдал. Зато заброшенную базу зенитчиков (ЗРК С-75) имел удовольствие осмотреть. Но по порядку.
Объекты на Викимапии Помимо контуров объектов в том же месте на карте присутствовала отметка высоты (252 м), свидетельствовавшая о том, что придётся подниматься на вершину горы Калето, в самую гущу леса.
Радовало наличие на карте дороги. Правда, до съезда на неё нужно было пройти с почти километр по оживлённой трассе на Варну. Что вряд ли можно отнести к положительным моментам - дороги здесь практически лишены обочин, проезжая часть ограничивается сразу парапетом или сплошной стеной кустарника. Я рассчитывал «срезать» от окраины Кранево по лесу, но эта идея потерпела сокрушительный крах. Продраться сквозь заросли там, конечно, возможно. Но скорость при этом мизерная. Да и окраина болгарского посёлка оказалась не чище чем у белорусских - та же самая свалка. Пришлось всё-таки идти по обочине.
После зигзага трассы обнаружилась дорога, уходящая в зелёнку в нужном направлении. Но радость оказалась преждевременной. Вскоре путь вывел к заборам дачного посёлка Юртулка. Двигаясь по окраине, я искал поворот налево, в гору. И в итоге нашёл.
Это явно не была искомая дорога. Скорее заросшая тропа. Но она вела вверх, а других вариантов не предвиделось. Полторы сотни метров я упрямо лез в гору, проваливаясь в прелые листья, и гадая - сколько лет не пользовались этой тропой. Но в итоге был вознаграждён сторицей - вышел на асфальт.
Качество покрытия в сочетании с замшелой поверхностью убедили в том, что это и есть дорога на заброшенную военную часть. Идти стало гораздо приятнее и легче. Уклон почти не ощущался, да и уверенность в правильности направления поднимала настроение. Единственное, что оставляло некоторое беспокойство - возможность того, что объект до сих пор охраняется.
На нежелательность гостей намекал завал из веток кустарника, перегородивший дорогу. Для меня же он ознаменовал близость цели.
И действительно, за ним уже виднелись ворота КПП. Судя по буйной зелени их не открывали очень давно. Именно здесь обнаружилась надпись, фото которой вынесено в начало статьи: - «Внимание! Обекта се охранява забранено е влизането! Заповед».
То есть подозрение о возможной охране вроде бы подтвердились. Но вот самой её обнаружить не удалось. Перед воротами находиться павильон для свиданий. Части остекления он лишился, но на уцелевших окнах нашлось два объявления. Первое, отпечатанное на принтере и давно выцветшее, сообщало об опасном состоянии ряда сооружений (обозначенных номерами). Второе, написанное от руки, я не разобрал. Кажется, оно сообщало о том, что охрана отлучилась и просит позвонить ей. Тратиться на звонок в роуминге не стал, да и по-болгарски всё равно не говорю. Так что двинулся дальше.
Забор возле павильона некогда украшала батальная картина.
Ворота и калитка откроются разве что автогеном, но слева в ограде имеется отогнутые прутья, а справа забор вообще отсутствует.
Сразу за воротами зияет пустыми окнами КПП.
Вскоре дорога раздваивается. Поворот налево вскоре выводит на большую бетонированную площадку
к которой примыкают склады
И гаражи
Путь направо гораздо длиннее. Миновав подсобку
и склад ГМП
он 400 метров упрямо тянется на юго-юго-восток лишь для того, чтобы круто развернуться и повернуть на 160 градусов налево, огибая вершину по изогипсе 220 м.
Здесь резко заметна разница между дорогой по которой много лет редко кто ездит (до завала перед КПП) и той, по которой не ездят вообще.
После поворота начинают попадаться металлические полосы.
Ниже по склону явно копали кабель.
В кустах, напротив того места, где кабель нырял под дорогу можно неожиданно обнаружить вот такое сооружение непонятного назначения.
Возможно, в лесу срывается нечто большее. Местами зияют провалы.
Дорога же выводит к трансформаторной будке (№13)
Остатки парадного входа в «актовый зал» - открытую площадку со скамьями с противоположной входу стороны.
Сквозь кустарник в торца «зала», видны окна штабного строения. В нём же размещались библиотека, кинолекторий и медпункт (№3).
В Болгарии есть традиция уличных некрологов («улични некролози»). Это траурные объявления на листах бумаги формата А4. Традиция, завезённая из Западной Европы в 1850-х годах (и давно утраченная среди самих европейцев). Согласно «руководству» 1897 г. некролог должен был содержать информацию о том, в каком возрасте и по какой причине умер покойный, где и когда совершено погребение, а так же о его родных. Не знаю, какое время должно висеть такое траурное объявление, но вот это явно претендует на звание старейшины.
Подполковник инженер Найден Александров Стоянов, командир в/ч 36910 умер 1 августа 2000 г. и погребён на кладбище в Бальчиге. И вот уже 14 лет его уличный некролог висит на дверях штаба мёртвой части.
Дорога перегорожена крест-накрест упавшими деревьями. Случайность это или целенаправленный завал я не выяснял, а двинулся дальше.
В районе жилых строений дорога защищена со стороны вершины подпорной стенкой. Высота её варьируется от 30 см до метра. В южной части дороги местами проглядывает нечто подобное на подпорную стену.
Вдоль дороги вытянулись помещения личного состава. Кое-где из под осыпавшейся штукатурки видна кладка белого кирпича.
Между блоками 4 и 5 небольшой плац с лестницей-трибуной.
Сперва я решил, что вверху расположен какой-то памятник. Но оказалось, что там ещё одно строение. Вероятно, офицерское. На стене стенд с карточками силуэтов самолётов вероятного противника. Сумел опознать Ягуар, F-5 и F-15.
Под здание произведена выборка грунта из склона, причём подпорная стена здесь гораздо примитивнее. На окнах сохранилась противомоскитная сетка.
Вернувшись на дорогу прохожу ещё одно жилое помещение и склад. На этом асфальт закончился.
Но дальше обнаружилось ещё пара небольших сооружений под черепичной крышей, которых на советской карте нет.
А чуть сбоку, ниже по склону вот такое, обращённое «амбразурами» к морю.
На этом я достиг крайней северо-восточной точки объекта и развернулся. На обратном пути, в районе трансформаторной будки, по другую сторону дороги обнаружился вход в какое-то подземелье.
Периодически попадались тропинки вверх, на вершину горы. Судя по советской карте, там имелась разветвлённая сеть грунтовых дорожек и ещё ряд каких-то небольших строений. На спутниковых фотографиях дорожки наблюдаются, а вот крыша заметна только одна. Времени я уже потратил порядочно, да и обратный путь предстоял неблизкий. Так что от идеи осмотреть всю территорию части пришлось отказаться. Пора была выбираться.
Выйдя за ворота и сделав их прощальный снимок я всё-таки обнаружил охрану. Из павильона выбрался худощавый дедок с палкой и что-то грозно мне сообщил. На заявление о том, что ни слова не понимаю, он перешёл на вполне сносный русский и объявил, что палка - это «Калашников». Дед оказался ярым русофилом, весьма негативно относящимся к демократии («25 лет, каждый хуже предыдущего»), пессимистично - к Западу и с большим подозрением - к туркам. На счёт римской крепости сообщил, что сам ничего не видел, разве что иногда камень подозрительный попадается, но «археологи знают».
Распрощавшись с ним, я пошёл виз по дороге и вышел таки туда, где следовало сворачивать с трассы. Рядом находиться какое-то заведение «общепита», защищённое деревянной пушкой
А чуть дальше в кустах прячется ГАЗ-51. Что ж, подходящий артефакт для завершения вылазки.
PS Кому не хватило -
тут чуть больше (95) фотографий