Паровоз серии "Щ" и вокзал Могилёва

Jun 10, 2011 19:26


Продолжим внимательно рассматривать белорусские марки. Марка «Вокзал в Могилёве, начало XX века. Паровоз серии Щ».

В 1868 году генерал Николай Николаевич Обручев в докладной записке “О железных дорогах, необходимых в военном сообщении” рекомендовал строительство через губернский город Могилёв двух железных дорог: Москва-Смоленск-Могилёв-Минск-Брест (что, вкупе с уже имеющейся Варшаво-Тереспольской дорогой, обеспечивало бы прямое сообщение между Москвой и неспокойной Варшавой) и рокадной Могилёв-Чернигов-Киев.


Но для дороги «первостепеной важности» был выбрана более короткая и прямая трасса через Оршу. А вместо Могилёв-Киевской предпочли построить Ландварово-Роменскую дорогу (в последствии Либава-Роменскую, Александровскую) обеспечивающую связь важнейшей морской базы на Балтике с южными губерниями. Именно для этой дороги был в Минске был построен Виленский вокзал с предыдущей марки. В результате уже в 1872 Минск стал железнодорожным узлом. А Могилёв получил железнодорожное сообщение только в 1902 году. Можете сами предположить, как это сказалось на экономическом развитии двух городов. Экономика тянет за собой всё остальное, в том числе политику. Возможно, именно 1886 году решилось, какой город будет столицей Беларуси.

Вернёмся к самой дороге. Ветка от Витебска на Жлобин, открытая для регулярного движения накануне Рождества 1902 года принадлежала Риго-Орловской железной дороге. Основу локомотивного парка дороги составляли паровозы серии О разных модификаций (обозначение на Риго-Орловской дороге - ББ, БК, БН, БХ). Дорога не значится среди заказчиков паровозов серии Щ. Но она их получила. Во время Первой Мировой войны. Это были локомотивы (в основном производства Брянского завода), ранее принадлежавшие Привисленским железным дорогам. Паровоз именно такой судьбы изображён на марке. Правда, попал он не на Риго-Орловскую, а на Николаевскую (Петербург-Москва) дорогу. Кроме того, в 20-е-30-е годы Белорусская железная дорога, к которой относился и Могилёв получила почти две сотни паровозов серии Щ. Так что появление поездов, ведомых «Щукиным», на путях Могилёвского вокзала вполне вероятно.



А вот паровоз с купона в Могилёве вряд ли бывал - это весьма специфическая модификация - Щn (№891). Паровоз построен Брянским заводом в 1915 году для Московско-Киевско-Воронежской железной дороги. Модификация заключалась в установке простой двухцилиндровой паровой машины (оригинальные «Щукины» имели машину-компаунд), уменьшении диаметра колёс с 1300 до 1230 мм, применении трёхосного тендера от пассажирского паровоза серии Б. За три года построено 95 паровозов Щn. Другие дороги таких паровозов не заказывали.



Изображение вокзала на марке и купоне (а оно одно и то же, в отличие от Виленского вокзала) взято вот с этой фотографии



Здание отлично сохранилось. Исчез только купол над входом и расширилась боковая пристройка.



Сводная запись темы "Железнодорожно-филателистическое"

Железная_дорога, Паровоз

Previous post Next post
Up