«Получа неприятное известие о столь неожиданном происшествии, тот час пошел с 1 и 2 линиею кор-де-баталь неприятелю навстречу... …Послал я генерал-майоров князя Яшвиля и Гельфрейха, дабы, устроив авангард, по возможности остановить неприятеля, а сам выбрал позицию при с[еле]. Головщине правым флангом к Нище и левым - к упомянутому селу, решил на оной дожидать неприятеля».
(Командующий 1-го Отдельного пехотного корпуса
генерал-лейтенант Петр Христианович Витгенштейн)
или
открыть карту 3700х3900 в новом окне Уточню, что к моменту получения известий о разгроме авангарда Витгенштейн с основными силами 1-го отдельного пехотного корпуса уже находился на марше, примерно в восьми верстах от Клястиц, то есть как раз в районе села Головщицы и занял ближайшую удобную позицию на возвышенностях.
Войска расположились в две линии. Первую составляли полки 5-й пехотной дивизии генерал-майора Берга и 3-я бригада 14-й пехотной дивизии полковника Денисьева (25-й и 26-й егерские полки)
25-й (командир - майор Ветошкин) и 23-й егерские полки (майор Бражников) занимали фольварк Старый Двор на правом фланге позиции. Левее их, до дороги, стояли Пермский (майор Боумгартен) и Могилёвский (подполковник Малеванов) пехотные полки, составлявшие 2-ю бригаду генерал-майора Сибирского.
Левый фланг, занимавший непосредственно село Головщицы, составляли Севский (полковник Луков) и Калужский (майор Савинич 2-й) пехотные полки - 1-я бригада генерал-майора Казачковского. А так же 24-й (подполковник Сомов) и 26-й (полковник Рот) егерские полки.
Итого 16 батальонов при 48 орудиях.
Вторую линию составили - 9 гренадерских батальонов (3 сводных и 6 запасных) генерала Каховского и резервный кавалерийский отряд (8 эскадронов и 2 батальона) генерала Репнина. На левом фланге для обзора местности разместили два эскадрона Рижского драгунского полка, незадействованных ранее в авангарде.
Сам авангард, изрядно помятый, был отведён в третью линию (кроме 1-й конной артиллерийской роты, оставленной в первой линии и одного эскадрона рижских драгун, присоединившегося к товарищам на левом фланге).
Около восьми часов утра к Головщицам вышли французы. Они сходу атаковали и заняли мызу Старый двор, выгнав оттуда русских егерей. Однако, тут же были выбиты оттуда штыковой атакой Пермского пехотного полка. На левом фланге русской позиции первый напор неприятеля сбили стрелки Севского пехотного и 24-го егерского полков. Генерал Вердье дождался подхода всех своих батальонов, выстраивая их по мере прибытия на высотах напротив русской позиции, развернул артиллерию и атаковал её центр и правый фланг.
Проблема состояла в том, что 8-я пехотная дивизия насчитывала 16 батальонов (и не факт, что все они к этому моменту находились на поле боя). Да и французская артиллерия здесь заметно уступала русской. Фактически дивизионный Вердье оказался ровно в том же положении, в
каком недавно находился Кульнев - нарвался с авангардом на основные силы неприятельского корпуса. Не удивительно, что и результат оказался схожим.
«Мы были остановлены сильной русской артиллерией, гораздо более многочисленной и значительно большего калибра, чем наша».
(Командир 2-й бригады 8-й пехотной дивизии
Бригадный генерал Франсуа Рене Пуже барон Кайю)
Артиллерия смела попытку французской атаки. А затем Витгенштейн приказал «всему корпусу наступать, препоручив всю 1-ю линию и в особенности правый фланг генерал- майору Бергу и левый - генерал-майору Казачковскому. В первые минуты наступления победа была уже несравнительна».
Пользуясь тем, что его позиция простиралась дальше неприятельской, Казачковский с Севским пехотным, 24-м егерским полками и Рижскими драгунами обошёл правый фланг бригады Пуже. В это время генерал Каховский, с гренадерскими батальонами второй лини, атаковал в центре. В итоге враг был опрокинут, а группа его войск в лесу у Ивановки отрезана от основных сил. И частично уничтожена, частично - взята в плен Рижскими драгунами, запасными эскадронами лейб-гвардии Драгунского и Уланского полков и запасным батальоном гренадерского графа Аракчеева полка.
«…преследуя неприятеля от Дриссы до Черковище, где две роты вольтижеров 37-го полка, которые я имел в деревне, на которую опирался мой правый фланг, были атакованы отрядом неприятельских кирасир, когда из-за слишком безрассудной отваги они покинули деревню, где я их разместил. Генерал Пуже видел эту атаку и не имел времени, как он говорит, помочь своим».
(командир 8-й пехотной дивизии
дивизионный генерал Жан Антуан Вердье)
Об ожесточённости схватки свидетельствует ранение пулей в щёку самого командующего 1-го отдельного пехотного корпуса графа Витгенштейна, лично водившего батальоны в атаку.
«Тут же на месте ему сделали перевязку и он не оставил поля сражения до самого окончания. Наверно боялся, чтобы лаврового венка, стяжанного им Клястицкою победою, не сорвал Удино; а Марс, взамен венка, которого еще не успел сплести, определил на том самом месте повязку, которая в теперешнем случае соответствовала лаврам».
(подпоручик 26-го егерского полка
Иван Антонович Антоновский)
Дольше всех держался левый фланг но и он, в конце концов, вынужден был отступить.
Теперь уже Вердье вынужден был повторять приём, который до него уже использовали на этой дороге Легран и Кульнев - пытался удержать преследователей действием артиллерии. «Перед м[ызой]. Соколицею неприятель воспользовался пересекаемым местоположением и старался сделать новую отпору стремлению войск наших». Позиция была удачная - левый фланг упирался в реку, правый прикрывался лесом. С наскока её взять не удалось. Атака могилёвского и 24-го егерского полков, а так же батальона Севского пехотного полка под общим командованием генерал-майора князя Сибирского забуксовала. Командир 24-го егерского полка, подполковник Сомов в этой атаке получил смертельное ранение и впоследствии скончался. Тогда егеря 26-го полка перешли вброд на правый берег Нищи с двумя орудиями и начал действовать во фланг неприятелю. Так же подтянулась своя артиллерия, «занимая высоты в самом близком от [противника] расстоянии». Поддержанная огнём 5-й и 14-й батарейных рот, русская пехота сбила противника с позиции и гнали до Сивошино. При этом получили ранения командир Севского пехотного полка полковник Луков и командир 14-й батарейной роты полковник Штаден.
Отступив за Дриссу французы разобрали мост (так всё-таки мост был!) и подожгли деревню Сивошино. Однако Ямбургский драгунский полк с конной №3 артиллерийской ротой форсировали реку и продолжали преследование до Боярщины (то есть ямбургские драгуны закончили день там же, где и начинали). Неприятель отошёл к Белому. Витгенштейн ночью перешёл Дриссу и расположился биваком на левом берегу.
Сводная запись темы Наполеоника (оглавление)
Продолжение оглавления темы Наполеоника