Не успел отписаться про германскую «Э-шку» - паровоз типа Эг, как пришла открытка с его более молодым родственником - «Эм-кой» из Новосибирского музея Севро-Западной железной дороги..
Собственно, тип Эм является наглядной иллюстрацией того, к чему могут привести благие намерения. Самым неудачный из всего многочисленного семейства его сделал ряд взаимно не увязанных УЛУЧШЕНИЙ. Первым стало повышение котельного давления с 12 до 14 кг/см2 (Исполнитель - НИИ реконструкции тяги и Брянский завод, 1930), что привело к повышению тяги. Вторым - переход на железную клёпаную топку, что позволило обойти недостаток меди и снизило вес паровоза на 2,2 т. (Луганский и Коломенский заводы, 1931). Третьим - введение сварки при изготовлении котлов (Харьковский завод, 1931), что позволило сократить трудоёмкость производства, а заодно и вес паровоза. Ещё одно облегчение произошло по требованию наркомата путей сообщения (НКПС) в 1933 годы за счёт исключения питательного колпака, водоочистителя и грязесборника. Общее снижение веса составило 7,3 тонны (с 85,3 до 78 т или 8,5%), снижение нагрузки на ось составило 1,175-1,8 т. При этом на задние оси приходилось всего по 15 тонн вместо требуемых 17.
Что же получилось в итоге? Испытания паровоза Эм 716-55 (выпуск 1931 г., сцепной вес - 82,5 т), проведённые в 1941 году на кольце в Щербинке выявили то, что значительное увеличение цилиндровой тяги пропало впустую - она не могла быть полностью передана на колёса из-за недостаточного сцепного веса. Паровоз попросту сильно буксовал. Реальная мощность и экономичность понизились. Понятно, что с паровозами выпуска 1933 года со сцепным весом 78 т. дело обстояло ещё хуже. Это стало очевидно сразу, задолго до испытаний 1941 года - уже в 1934 НКПС потребовал вернуть питательный колпак на место. Но даже такой паровоз весил всего 82 т.
Кардинальным решением проблемы стало увеличение топки (ещё одна проблема Эм - недостаточность старой топки для мощного котла) предложенное сотрудником НИИ реконструкции тяги И.В. Пириным в 1933 г. За счёт этого вес возрос до 83,5 т, причём весь прирост пришёлся на недогруженные оси. Но это уже история другой серии паровозов - Эр.
Паровоз на фотографии ещё имеет три колпака. Судя по этому и по номеру серии, собран на Сормовском заводе в 1932 году.